Форум » Отдел альтпроектов второго порядка » Единственный раз, только на экране! » Ответить

Единственный раз, только на экране!

dr5r: Это вам броненосец, берега охраняющий, а не абы шо! Полку броненосцев прибыло, дивизии не вышло; автор переделки выражает свою искреннюю признательность широко известному в узких альтисторических кругах Графу Ц. за его оригинальную выкладку. «Перевод с иностранного А. К-р». — Выражаю отдельную благодарность коллегам с форума «World of Warship», ознакомивших меня с этим проектом. А также журналу «Warship», выполнившему [первичную] реконструкцию. Автор должен признать, что его давно интересовала тема малоизвестных, в том числе частично реализованных проектов кораблей для российского флота в 1910-1930-х гг. В то время, как даже по второ- и третьестепенным морским державам известна большая часть сведений, или же, по крайней мере, хоть какая-то сводная информация, русский флот и по сию остаётся, по большей части, Aqua Incognita. В Британии родился, временами жил, а позднее и умер известный востоковед сэр Эдмунд Трелони Бэкхауз. Это была хорошая и долгая жизнь – с 1873 по 1944-й. Историческое и научное значение его трудов (таких как «Россия под управлением регента» (1910 г.) и «Мемуары Петербургского двора» (1914 г.)), правда, является предметом ожесточенных споров – некоторые историки высказывали мнение, что единственной свободной от выдумок частью трудов Бэкхауза являлись описания его отношений с разнообразными любовниками (и любовницами?) – но в любом случае, в начале прошлого столетия сэр Бэкхауз почитался авторитетным и влиятельным специалистом по русским вопросам. Чем он вовсю и пользовался. В то время большинство европейцев полагали, что вышедший из-под многолетней опалы великий князь Николай Константинович Романов официально коронуется как император как-бы-новой династии, после чего «все пойдет по-старому», примерно как при его дядюшке Александре Николаевиче, треть века назад. А «по-старому» при русском дворе можно было очень неплохо нажиться. Сэр Бэкхауз определенно обладал некоторыми связями – деловыми и интимными – с старорусскими верхними аристократическими кругами и, видимо, считал, что при династии Константиновичей сумеет развернуться в полной мере. Некоторые историки полагают, что сэр Бэкхауз действительно был ушлым типом, сумевшим пробраться в постель к вдове покойного цесаревича Александра, затем к Константину, брату Николая — среднему сыну Железного Регента, а возможно – и к императору (кратковременному, но все же) Николаю Александровичу. И посему был весьма преувеличенного мнения о своем влиянии. Долго ли, коротко ли, но в 1916 году сэр Бэкхауз убедил Эллиса Брауна – владельца знаменитой верфи «Джон Браун & Co», построившей в свое время такие корабли как HMS «Hood» и RMS «Лузитания» – принять его на службу как консультанта по русским вопросам. Смысл подобного назначения был не слишком очевиден; мировая война шла уже третий год, и сражающимся нациям было откровенно не до России. Но, как в итоге стало известно, сэр Бэкхауз, бравируя своим – сильно преувеличенным, если вообще существовавшим – влиянием при русском правительстве, убедил владельца верфи, что он-де сумеет пробить для «Джон Браун & Co» выгодный заказ на постройку военных кораблей для русского Тихоокеанского флота. Фирма должна была подготовить проекты, которые сэр Бэкхауз взялся всучить русскому правительству. Ирония ситуации представляется воистину изысканной, с учетом того, что вся она целиком и полностью была инициирована самим сэром Бэкхаузом. Русское правительство, десяток лет занимающееся исключительно внутренними проблемами, даже не планировало заказывать новые корабли, а верфь «Джон Браун & Co», заваленная военными заказами, попросту не располагала возможностью их построить. Тем не менее, репутация сэра Бэкхауза как выдающегося русиста, очевидно, была настолько непререкаемой, что Браун не только согласился на предложение, но и распорядился, чтобы инженеры проработали (в свободное время) конструкции кораблей. Кораблей, которые по мнению сэра Бэкхауза были именно тем, что захотят русские – с его подачи, разумеется. Что же спроектировали инженеры «Джон Браун & Co»? Водоизмещение: нормальное 10800 тонн. Размерения: — длина общая — 135 метров, по ватерлинии — 134 метра, по палубе — 128 метров. — ширина максимальная — 23 метра, по палубе — 19,8 метров. — осадка — 7 метров Силовая установка: два турбозубчатых агрегата, 20000 л.с., два винта. Скорость: 21 узел. Запас топлива: 350 тонн угля (нормальный), 600 тонн (в перегруз), 1300 тонн мазута в отсеках двойного дна и ПТЗ (перегоночный). Вооружение: — 6 х 381-мм/42 орудия в двухорудийных башнях. — 8 x 120-мм/50 скорострельных орудий в казематах — 6 x 76-мм пушки (все — зенитные) — Два 10-и и один 7-и футовый дальномеры — Четыре 3-х футовых прожектора. По проекту оговаривалось не столько само бронирование, сколько «сопротивляемость» – способность выдерживать удар определенной силы в фунтах на квадратный дюйм: — Пояс 4 1/2…8 дюймов — Барбеты 3-8 дюймов — Рубка до 9″ — Главная палуба — 1″ — Верхняя палуба над машинным отделением — 1″ — Нижняя палуба — до 2 1/4 «. Экипаж: 490 человек Цена за единицу: 1.700.000 фунтов стерлингов по курсу 1916 (примерно 105.070.000 фунтов стерлингов по курсу 2016 года). Единственный построенный корабль фактически был неким весьма странным гибридом сверхдредноута с броненосцем береговой обороны. По некоторым сведениям считается, что он, возможно, довооружался двумя разведывательными гидросамолётами итальянского производства. Обладая чрезвычайно мощным вооружением главного калибра, корабль при этом был довольно мал, тихоходен, обладал весьма слабой мореходностью и довольно умеренной, если не сказать, тонкой броневой защитой. Трудно найти точный аналог такого броненосного корабля: его ближайшими родственниками по концепции представляются, испанские «мини-дредноуты» типа «Эспанья» и, в меньшей степени, славяно-угрские броненосцы типа «Вирибус Унитис». Эспанья и Сент-Иштван — По условиям сформулированного Бэкхаузом контракта, выполнение его должно было начаться «как только судостроительная промышленность Великобритании вновь сможет работать в режиме мирного времени», и – дополнительно – не раньше, чем через полгода после подписания мира с Американским Альянсом. На 1916-й обе этих даты просматривались весьма туманно и представлялись величинами несколько… плавающими. Контракт предполагал, что: — первые два корабля должны были быть готовы спустя 30 месяцев после начала реализации контракта (приняв за исходные даты реальное подписание мира с Альянсом — не раньше конца 1922 года); — вторые два — спустя 36 месяцев (т.е. примерно в середине 1923); — последние два — спустя 42 месяца (т.е. примерно в начале 1924). Интересно, что в разработке проекта принимала участие фирма «Ярроу», и есть основания полагать, что она также стала жертвой авторитета сэра Бэкхауза – и, вполне вероятно, рассчитывала на получение контракта размером в половину количества строящихся кораблей. В любом случае, из контракта не вышло ровным счетом ничего. Россия в 1916 году продолжала скатываться к гражданской войне; раздираемой после не вполне удачной японской кампании распрями стране было откровенно не до масштабных военных проектов на Дальнем Востоке. Влияние сэра Бэкхауза на российскую элиту – если таковое вообще имело место – перестало что-либо значить, по мере того как слабело коалиционное правительство конституционной монархии в России, а в Желтороссии росло влияние леворадикальной социал-демократической партии, инспирированной братьями Шифф, могущественнейшими дельцами крупнейшего банковского треста Американского Альянса. Вскорости, фирма «Джон Браун & Co» выяснила, что заявления Бэкхауза о том, что он-де действует по поручению русского правительства были, мягко говоря, сильно преувеличены, и русское правительство вообще не в курсе о существовании какой-то программы военно-морских перевооружений. Однако, проект был рассмотрен русской военно-промышленной комиссией и даже выкуплен, причём оплата состоялась не обычными в то время облигациями внешнего займа, а полновесными золотыми соверенами. Попытка прояснить ситуацию привела к неожиданному исчезновению мистера Бэкхауза, который вновь объявился только в 1924 году и категорически отказался поднимать вопрос снова. Хмыкнув, Эллис Браун только порадовался, что вся эта история не только не стоила ему ничего, кроме некоторого количества чернил и ватмана, но и принесла некоторую сумму наличности – и, верный своей шотландской бережливости, положил копии чертежей под сукно. Где те, на радость потомкам, и лежали последующие десятилетия. — Представляется весьма интересным попробовать оценить «мини-сверхдредноуты сэра Бэкхауза» с точки зрения их военной эффективности. Исходя из сформулированных Бэкхаузом параметров – низкая скорость, малая мореходность, умеренная защита при весьма мощном вооружении – можно предположить, что Бэкхауз мыслил в рамках старомодной концепции броненосца береговой обороны, только с поправкой на эпоху этих самых сверхдредноутов, подхватив эту «ментальную заразу» от широчайше изданных описаний успешных действий русских кораблей типа «Синеус» в войну 1904-907 гг. Соответственно, наиболее вероятным назначением этих кораблей – в его представлении – была оборона ключевых русских портов и устьев рек от проникновения неприятельского (в первую очередь, японского) флота. Насколько мини-сверхдредноуты могли быть эквивалентны такой задаче? Вне всякого сомнения, их тяжелое вооружение внушало достаточное уважение. Британские 15-дюймовые 42-калиберные пушки заслуженно считались одними из лучших морских орудий XX века. Стреляя 871-кг снарядом с начальной скоростью в 752 метра в секунду, они представляли несомненную угрозу для любого существующего или строящегося на 1916-й год японского дредноута. Но необходимо заметить, что лишь недавно и с большим трудом удалось выяснить, что корабль, построенный в Макаровском адмиралтействе по британским чертежам, переделанным будущим инженер-адмиралом Крыловым*, тот самый «Равноапостольный царь Константин» — всё-таки вооружили близкими по мощности крупповскими 360-мм/45 калиберными пушками. *в то время — полковником корпуса морских инженеров Количество орудий главного калибра – по шесть в залпе – не вызывает сомнения в возможности эффективного их применения. Но на 1916-й год математическая составляющая артиллерийской дуэли на море еще не была вполне ясна; для британского флота как раз в это время строились ещё более слабо вооруженные «линейные лёгкие крейсера» типа «Courageous» и эпичный «Furious», вооруженный всего двумя 18″ пушками. Несомненно, что наличие только шести больших пушек создавало бы мини-сверхдредноутам значительные проблемы при стрельбе на большие дистанции из-за невысокой огневой производительности. Однако, как автор отметил выше, в 1916 году это не было еще вполне ясно. Броневая защита мини-сверхдредноутов представляется в общем и целом удовлетворительной. Ее основу составляет восьмидюймовый броневой пояс, усиленный скосами броневой палубы (толщина скосов не вполне ясна — вероятно, те же 2 1/4 дюйма). На дистанциях порядка около 80-90 кабельтовых такая защита могла выдерживать попадания японских 14″/45 орудий (английского образца, со снарядами старых моделей). Моряки полагали, что эти корабли будут действовать как усиление минно-артиллерийских позиций при защите портов, и таким образом смогут удерживать дистанцию, оставаясь за позицией. Такие дела (с) — По расчётам, машинно-котельные отделения этого корабля основываются на модифицированных уголь-мазутных котлах по типу котлов эскадренных миноносцев «Новик» (2х2) и турбозубчатых агрегатах Сретенских мастерских, лицензионного производства* (прим. перев.). *лицензия фирмы «Одеро-Терни-Орландо»

Ответов - 0



полная версия страницы