Форум » НЕРеальная война » Англо-русский инцидент 1883 » Ответить

Англо-русский инцидент 1883

Dampir: так и не начатая в 2008 году игра. ну то есть все как обычно Газета "Одесский вестник" от .....1883г. По сообщению нашего корреспондента из Новороссийска прибыл пароход "Петербург" с грузом продовольствия и мануфактуры. следующий по маршруту Одесса-Суэц-Аден-Бомбей-Гонконг-Йокогама- Владивосток. В дворянском собрании состоялись проводы группы чиновников направленных на смену Владивостокской администрации. Нашему корреспонденту Удалось заметить на палубе одну из див одесского полусвета небезызвестную мадмуазель Лили. Также на пароходе находятся лица купеческого сословия и группа переселенцев. Международные агентства сообщают. Сидней встречает крейсер РИФ "Африка" с этнографической экспедицией г-на Н.Н.Миклухо-Маклая. Экспедиция ,организованная на пожертвования именитых граждан и средства этнографического общества, направляется на Новую Гвинею. Г-н Маклай выступил с лекцией о положении туземного населения. Вчера в Кейптаун прибыл крейсер РИФ "Азия" направляющийся с дружеским визитом в Персидский залив. В данном походе крейсер является учебным судном Морского корпуса, Находящиеся на борту гардемарины получат хорошую практику в столь длительном путешествии. Газета "Владивосток" от .....1883г. Пароход "Нижний Новгород"вышел из п.Корсаков по маршруту Йокогама-Шанхай-Фучжоу-Гонконг с 2185 тоннами угля в балласте. для закупки листового чая и продажи его на Лондонской бирже. Газета "Одесский вестник" от .....1883г. По сообщению нашего корреспондента сегодня состоится отплытие во Владивосток парохода "Россия" с грузом продовольствия и промышленных товаров. Всеобщее возмущение вызвали условия содержания на пароходе ссыльнокаторжан направляемых на о.Сахалин. Газета "Владивосток" от .....1883г. Международные агентства сообщают. Россия намерена в дальнейшем самостоятельно осуществлять закупки китайского чая, для чего из Нагасаки в Ханькоу вышел пароход "Кострома" по проверенным слухам уже приобретена партия чая в 2700 тонн. Газета "Владивосток" от.....1883г. До настоящего времени не поступало никаких сведений, проливающие свет на судьбу парохода "Н.Новгород". Международные агентства сообщают. В порт Обок пришел ,под андреевским флагом, направляющийся на о.Сахалин пароход ·Россия" Пароход "Петербург" вышедший из порта Обок замечен у о Сокотра Крейсер "Азия" пришел на о.Реюньон Крейсер "Африка" ,высадив экспедицию Н.Миклухо-Маклая, пришел в Батавию и возвращается в Россию.. Пароход " Н.Новгород" официально объявлен пропавшим без вести Пароход " Кострома" осуществлявший поиски "Н. Новгорода" в Китайских морях пришел в Макао. Международные агентства сообщают Как заявил в Вашингтоне военно-морской атташе Франции кавалер дю Кас ·Гибель русского парохода "Н.Новгород" могла произойти в результате тарана английского военного корабля. Флот Англии в последнее время начал осуществлять слежение за движением русских судов. Причем английские командиры выполняют опасные сближения на полном ходу, часто с имитацией применения вооружения кораблей Газета "Figaro" В ответ на инсинуации Британского правительства о нагнетании международной напряженности и опасаясь непредвиденных задержек в пути суда Добровольческого флота отменяют заходы в порты Аден,Бомбей,Гонконг, Порт Обок покинул пароход "Россия" Порт Макао покинул пароход "Кострома"

Ответов - 69, стр: 1 2 3 4 All

von Echenbach: Готов действовать за англичан или франков :-)

Dampir: von Echenbach пишет: или франков :-) а за франков то почему? Берите англичан Старые наработки по характеристикам отправить?

Dampir: В начале 80-х годов в связи с усилением борьбы держав за территориальный раздел мира их соперничество распространилось на новые районы. Наиболее успешно действовала Англия в Китае, Афганистане, Юго-Восточной Азии, Южной Африке, в восточной части Средиземноморского бассейна. Французское правительство в 1882 г. направило в Северный Вьетнам военную экспедицию и установило над ним протекторат Франции. Так же удалось создать единый массив колониальных владений в Западной и Центральной Африке, что открыло новый этап в англофранцузском колониальном соперничестве и новый курс в политике Италии. Она повернула в сторону сближения с Германией, надеясь объединиться для борьбы против общего противника, одновременно Италии пришлось искать соглашения с Австро-Венгрией, отказавшись от планов возвращения Триеста и Трентино, захваченных Габсбургской монархией. Австро-германскому блоку удалось в 1883 г. привлечь на свою сторону и Румынию. Одновременно произошло сближение Германии с Испанией. Не желая связывать себя открытой поддержкой Германии, Англия подписала с Австро-Венгрией и Италией, так называемое Средиземноморское соглашение, ставя своей целью воспрепятствовать осуществлению планов России в отношении проливов, а также расширению влияния Франции в Средиземном море и на северном побережье Африки. Англия имела серьезные конфликты с Россией - на Дальнем Востоке, Средней Азии, Китае, Иране; с Францией - в Африке, Сиаме, с Соединенными Штатами в Латинской Америке Под влиянием угрозы возникновения военных действий флоты сторон максимально мобилизованы,


von Echenbach: Желающие - присоединяйтесь!

Dampir: Данные "Эда по боевому составу флотов в указанный период («Мор. Сб.», Navy List) Боевой состав Royal Navy на сентябрь 1884 г. (Navy List, September 1884) Ships on foreign or particular service Mediterranean and Red seas Albacore, Alexandra, Bittern, Carysfort, Cockatrice, Condor, Coquette, Cruizer, Cygnet, Dolphin, Falcon, Grappler, Helocon, Hibernia, Imogene, Inflexible, Invincible, Iris, Monarch, Myrmidon, Sphinx, Superb, Temeraire, Tyne, Woodlark Channel squadron Achilles, Agincourt, Minotaur, Neptune, Northumberland, Sultan North America and West-Indies Bullfrog, Canada, Dido, Express, Fantome, Garnet, Griffon, Mallard, Northampton, Tenedos, Terror, Urgent South East coast of America Algerine, Amethyst, Ready, Stork Pacific Constance, Heroine, Liffey, Mutine, Pelican, Sappho, Satellite, Swiftsure Cape of Good Hope and West coast of Africa Alecto, Boadisea, Flirt, Flora, Forward, Frolic, Goshawk, Opal, Watchful East Indies Arab, Briton, Decoy, Dragon, Euryalus, Osprey, Philomel, Ranger, Turquoise China Albatross, Audacious, Champion, Cleopatra, Cockchafer, Curacoa, Daring, Espoir, Firebrand, Linnet, Merlin, Midge, Pegasus, Sapphire, Swift, Victor Emanuel, Vigilant, Wanderer, Zephyr Australia Dart, Diamond, Espiegle, Harrier, Miranda, Nelson, Raven, Swinger, Undine Particular service Assistance, Daisy, Hecla, Humber, Jackal, Mistletoe, Orontes, Polyphemus, Seahorse, Valorous, Wye Surveying service Flying Fish, Lark, Sparrowhawk, Sylvia Ordered home Dryad, Flamingo, Fly, Foxhound, Rifleman, Starling*, Tourmaline, Wrangler** **Wrangler – will not leave the S.E. coast of America untill relieved by Stork *Starling – is at Sheerness preparing for further service Flag-officers in commission, officers commanding squadrons Station Flag-Ships Flag-Officers Nore – Duncan – Vice-Adm. Rice Portsmouth – Duke of Wellington – Adm Hornby Devonport – Royal Adelaide – Adm. HoustonStewart Queenstown, Ireland – Revenge – Rear-Adm. Lethbridge Channel Squadron – Minotaur – Vice-Adm. Duke of Edinburgh; Agincourt – Rear-Adm. Whyte Mediterranea – Alexandra – Adm. Lord Hay, Sphinx – Commodore Molyneux (Red Sea) North America & West-Indies – Northampton – Vice-Adm. Commerell, Urgent – Commodore Prattent (Jamaica) Pacific – Swiftsure – Rear-Adm. Lyons China – Audacious – Vice-Adm. Dowell, Victor Emanuel – Commodore Morant (Hong Kong) East Indies – Euryalus – Vice-Adm. Hewett Australia – Nelson – Commodore Erskine Cape of Good Hope and West coast of Africa – Boadicea – Rear Adm. Salmon Admirals Superintendent: at Portsmouth – Asia – Rear-Adm. Herbert at Devonport – Indus – Rear-Adm. Curme at Chatham – Pembroke – Rear-Adm. Watson at Malta – Hibernia – Rear-Adm. Graham of Naval Reserve – Hercules – Rear-Adm. Hoskins В «Морском сборнике» (1880) в списке броненосных судов БФ в 1880 г. указано, что Петропавловск и Севастополь в 1880 г. были отчислены к Кронштадтскому порту. Маневры БФ в 1882 и смотр Апександра III: Противник – КА Головачев Светлана (флаг) 6-8д, 6-6д, 12-4ф Князь Пожарский 8-8д, 2-6д, 8-4ф Русалка 4-9д Аскольд (мл. флагман) 8-6д, 4-9ф Варяг то же Богатырь то же Боярин 8-60ф гл. Гиляк то же яхта Королева Виктория « Никса « Забава тендер Кадет миноносец Взрыв миноноски (торп.) Самопал, Пискарь миноноски (минные) Иволга, Индюк Свои – КА Пилкин Адм. Лазарев (флаг) 3-11д Не тронь меня 14-8д Первенец (2-й флагман КI Купреянов) 9-8д, 4-6д Лава 2-9д Изумруд 3-6д Жемчуг 3-6д Береговая оборона – КА Шмидт п/х Ильмень (флаг) Вихрь, Ерш, Град – по 1-11д Щит, Хват – по 1-6д, 2-9ф Миноноски Жаворонок, Филин, Сирена, Касатка, Галка, Дельфин

von Echenbach: По списку: нет многих мониторов и брФР? М.б. Русским можно что-то прикупить у Датчан и Голландцев? Во Франции? (и успеют-ли провести?)

Dampir: Дания точно не продаст из-за Германии. Позже по Конвею уточним список 'Кострома'-1 (бывш. 'Mikado') Год и место постройки: 1873 г., верфь 'Aitken & Mansel, Whuteinch'Тоннаж (водоизмещение): 3034 брт (5000 т) Размерения: 113,0x10,9х 7,3 м Тип и мощность двигателя: ПМ компаунд, 2500 л. с. Скорость хода: 13 уз. 'Нижний Новгород'-1(бывш. 'Saxonia') Год и место постройки: 1857 г., верфь 'Caird & Со' Тоннаж (водоизмещение): 2684 брт (5000 т)Размерения: 97,6x11,9x5,3 м Тип и мощность двигателя: В 1871 г. на судне установили ПМ компаунд 2000 л. с. Скорость хода: 13 уз. 'Петербург'-1(бывш. 'Thuringia') Год и место постройки: 1870 г., верфь 'Caird & Со' Тоннаж (водоизмещение): 3133 брт (5096 т) Размерения: 106,7x12,1x6,4 м Тип и мощность двигателя: ПМ компаунд, 2500 л. с. Скорость хода: 13,5 уз. 'Россия'(бывш. 'Holsatia'). Год и место постройки: 1868 г., верфь 'Caird & Со' Тоннаж (водоизмещение): 3134 брт (5185 т) Размерения: 103,4x12,2x6,3 Тип и мощность двигателя: ПМ компаунд, 3000 л. с. Скорость хода: 13,5 уз.

von Echenbach: Brassey T. Naval Annual 1886 - http://www.ebookee.net/Brassey-T-A-quot-The-Naval-Annual-1886-quot-_807940.html В депозите нет, а другим скачать не вышло, что-то установить надо... не рискнул. Скачал за 1891 и нашел дома ВКАМ-1891. Старых наработок не найдено - обрывочные тексты. Там списки "торговых крейсеров", шлюпов и пр. М.б. КЛ. Торговый оборот портов - пока не нашел. Есть перечень "поселений". По картам - нашлась Атлантика (времен 1938-39) с указанием наиболее распространенных маршрутов, их протяженность (км), что уже позволяет приблизительно оперировать временем и расстоянием. В поиске подобных для ИндО, ТО и Индокитая. Может быть что у кого есть? В т.ч. товарооборот основных портов в колониях.

von Echenbach: Скачал Brassey Naval Annual 1886-1900 в архиве по http://www.filecrop.com/80718212/index.html Торговый оборот тоннажа пока не нашел. Где-то ведь были таблицы - тоннаж, стоимость перевозок, количество торговых кораблей (трампы-фрахты ?) и по основным портам.

Dampir: А что Конвей? Он везде лежит. Индию я где-то видел , пошвыряюсь

von Echenbach: Конвей есть и в бумаге и в ПК. Торговых аспектов (объёмы) мореходства и экономики маловато. Если по Балтике и Особой Эскадре в основном есть некая возможная конкретика, то по океанам и О- В- Индиям, Индии - много неясного. Даже не столько по маршрутам, сколько по количеству судов на линии-маршруте. При практически полном исключении каботажа и внутренних, региональных грузопотоков.

Dampir: История индийского судоходства. Перевод книги Р.Мукерджи (1912) http://samlib.ru/a/aspar/mukerji.shtml

von Echenbach: Почту получил. Спасибо. Карты - наши прежние. В качестве "ориентира маршрутов" - британская карта-альманах 02. Её можно принять за основу. К сожалению, ни один из интернетных архивных файлов не открылся (открылись оболочки без текста и рисунков/таблиц). Если возможно - текстовые копии с рабочих файлов, прошу переслать на почту.

von Echenbach: Регистр Ллойда 1883 - http://www.archive.org/stream/lloydsregisters23unkngoog#page/n15/mode/2up

Dampir: von Echenbach пишет: ни один из интернетных архивных файлов не открылся http://tsushima.borda.ru/?0-16

von Echenbach: Да, она самая. Ностальгия. Ведь почти запустили дело. Почти... Карта по грузопотокам (от ув. Геоморфолога) http://tsushima.borda.ru/?1-16-0-00000071-000-0-0-1220475105 Кстати, и координаты можно по квадратам градусов показывать (по улитке или как ещё проще)

von Echenbach: СОСТАВ СИЛ (предварительный) Базы и порты - позднее. Атлантика: Резерв: Броненосец цитадельный башенный:"Dreadnought" (1879). Броненосцы батарейные: "Warrior" (1861), "Black Prince" (1862), "Defece" (1861), "Resistance" (1862), "Hector" (1864), "Valiant" (1868) Шлюпы броненосные деревянные: «Research» (1864), «Enterprise» (1866) Фрегаты деревянные: «Doris» (1859,) «Ariadne» (1859), «Glasgow» (1870), «Newcastle» (1874), «Arethusa» (1861), «Endymion» (1866) Корветы деревянные: «Wolverine» (1864), «Juno» (1868), «Thalia» (1870), «Eclipse» (1868), «Blanche» (1868) Канонерские суда деревянные: «Dart», «Nimle», «Mirmidon», «Silvia» (1859-67) Канонерские лодки деревянные: тип «Britomart» - 6 ед. (1860-67) Торпедное судно «Vezuvius» (1874) и торпедный таран «Polyphemus» (1882) (Опытовые суда) Разное: Крейсера для персональной контррейдерской опеки: "Achilles" (1864), "Minotaur" (1868) "Agicourt" (1867) и "Northumberland" (1868), «Nelson» (1881) «Northampton» (1878) Миноноски 2-го класса TC: тип «Thornycroft» 55’ - 12 ед. (1878-79), тип «Thornycroft» 60’ - 10 ед. (1880-81), тип «Thornycroft» 60’ - 20 ед. (1880-83), тип «Yarrow» 60’ - 4 ед. (1880-83) (40 шт. – на кораблях, остальные – метрополия) Метрополия: Броненосцы казематные: "Repulse" (1870) (деревянный), "Hercules" (1868), "Iron Duke" (1871), "Swiftsure" (1872), "Triumph" (1873) Броненосцы башенные рангоутные: "Neptune" (1881), "Ajax"(1883) Броненосные тараны: "Hotspur" (1871), "Rupert" (1874), "Belleisle" (1878) Броненосцы брустверные башенные:"Devastation" (1873), "Thunderer" (1877) Броненосцы башенные береговой обороны: "Royal Sovereign" (1864) (деревянный), "Princt Albert" (1866) Мониторы брустверные: "Glatton" (1872), "Cyclops" (1877), "Gorgon" (1874), "Hecate" (1877), "Hydra" (1876) Крейсер броненосный рангоутный: «Shannon» (1877) Корветы стальные: «Curacoa», «Constance», «Canada», «Cordelia» (1878-1881), «Calypso» (1883) Крейсера 2-го класса: «Iris», «Mercury» (1879) Бронированные канонерские лодки: Тип «Vixen» - 3 ед. (1866-67) Канонерские суда деревянные: Тип «Frolyk» - 4 ед. (1872) Канонерские суда композитные: Тип «Beecon» – 2 ед. (1867-68), «Linnet», «Swift» (1879-80), тип «Algerinf» - 3 ед. (1880) Канонерские лодки композитные: тип «Bowncher» – 2 ед. (1881) Канонерские лодки береговой обороны:«Staunch», «Plucky» (1867-70), тип «Ant» – 10 ед. (1870-74), Тип «Gadflay» - 4 ед. (1879) Миноноски 1-го класса TB: тип «Lightning» - 15 ед. (1878-79) . Средиземное море: Броненосцы казематные: "Invincible" (1870), "Sultan" (1871), "Alexandra" (1877), "Superb" (1880) Броненосец казематно-барбетный: "Temeraire" (1877) Броненосцы башенные рангоутные: "Monarch" (1869), "Inflexible" (1881) Броненосный корвет: «Penelope» (1868) Корветы деревянные: «Ruby» (1876), «Tourmaline» (1877) Корветы железные: «Bacchante» (1876), «Boadicea» (1875), «Euryalus» (1877) Шлюпы композитные: «Satellite», «Heroine», «Hyacinth», «Caroline», «Rapid», «Royalist» (1882-83) Канонерские суда композитные: Тип «Beecon» – 8 ед. (1867-68) Канонерские лодки береговой обороны: тип «Ant» – 10 ед. (1870-74) Миноноски 1-го класса TB: Тип «Yarrow» - 4 ед. (1878-79) (2 – Гиралтар, 2 - Мальта) Северо-Американская станция: Броненосец казематный: "Bellerophon" (1866) флагман Канонерские лодки композитные: Тип «Albacor» - 3 ед. (1883) Силы в Северной Атлантике: Фрегаты железные: «Inconstant» (1869), «Raleigh» (1874) Корветы деревянные: «Dido» (1871), «Sirius» (1869), «Garnet» (1878), «Opal» (1876) Шлюпы композитные: «Fantome», «Sappho» (1873-74); «Dolphin» (1882), «Wanderer» (1883) Вест-Индия: Фрегат железный: «Inconstant» (1869) флагман Силы на Карибах: Шлюпы композитные: «Albatross», «Daring», «Egeria», «Flying Fish» (1873-74) Канонерские лодки композитные (стационеры): Тип «Bawnterer» - 6 ед. (1880-82) Силы в Южной Атлантике: Корветы деревянные: «Danae» (1868), «Tenedos» (1871), «Emerald» (1878), «Turquoise» (1876) Шлюпы композитные: «Espeigle», «Gannet», «Kingfisher», «Miranda» (1876-80) Канонерские лодки деревянные (стационеры): Тип «Britomart» - 4 ед. (1860-67) Канонерские лодки композитные (стационеры): Тип «Bawnterer» - 5 ед. (1880-82) Тихий и Индийский океаны: Мониторы: "Cerebus" (1870) - в Австралмм, "Magdala" (1870), "Abyssinia" (1870) Фрегат железный: «Shah» (1876) Корветы деревянные: «Briton» (1871), «Druid» (1872), «Thetis» (1873), «Ameythyst» (1873), «Diamond» (1875), «Encounter» (1873), «Modeste» (1874), «Saphire» (1875) Корветы железные: «Volage» (1870), «Active» (1870), «Rover» (1875) Корветы стальные: «Comus», «Carysfort», «Champion», «Cleopatra», «Conquest» (1878-81) Шлюпы деревянные: «Rinaldo» (1860), «Perseus» (1861), «Peterel» (1860), «Dryad» (1866) «Vestal» (1865) Шлюпы композитные: «Osprey», «Cormorant», «Pelican», «Wild Swan», «Penguin», «Doterel», «Dragon», «Mutine», «Pegasus», «Phoenix» (1876-80) Канонерские суда деревянные: Тип «Plower» - 9 ед. (1867-71) Канонерские суда композитные: Тип «Beecon» - 7 ед. (1867-68) Канонерские лодки композитные (стационеры): тип «Ariel» - 9 ед. (1871-73), тип «Forester» - 12 ед. (1874-77) Ост-Индийская станция: Броненосный таран: "Orion" (1882) Корветы броненосные деревянные: «Favorite» (1866), «Pallas» (1867) Канонерские суда композитные: Канонерские лодки береговой обороны: тип «Medina» - 11 ед. (1876-77) Китайская станция: Броненосец казематный: "Audacious" (1870) Броненосец башенный рангоутный: "Agamemnon" (1883) флагман Броненосец башенный береговой обороны: "Wivern" (1865) Канонерские суда композитные: «Arab», «Lily» (1874) Австралийская станция: Броненосец башенный береговой обороны:"Scorpion" (1865) Канонерские суда композитные: тип «Condor» - 4 ед. (1876-77) Канонерская лодка композитная: «Albert»

von Echenbach: Из Паркс Броненосцы т.3 Глава 53. Программа Нортбрука ... 10 ноября первый лорд Адмиралтейства произнёс в лондонской ратуше речь, в которой соглашался с желательностью увеличения британского флота броненосцами и крейсерами, обратив особое внимание на необходимость увеличения скорости небольших кораблей. Это выступление стало отправной точкой "Программы Нортбрука" 1884 г., согласно которой на строительство новых кораблей в течение ближайших пяти лет должны были пойти дополнительные 3100 тыс. ф. ст. - именно эти деньги сделали возможным постройку "Виктории" и "Санс-Парейля", семи броненосных крейсеров класса "Австралия", шести минных крейсеров класса "Арчер" и 14 миноносцев. Совет извинил задержку с запросом на строительство новых кораблей на том основании, что если бы эта программа была внесена до обработки общественного мнения, она, вероятно, никогда не была бы принята; однако, поскольку интерес к проблемам флота со стороны общественности возрос, ситуация со строительством новых боевых единиц начала расцениваться как неудовлетворительная. На флоте к первому лорду относились как к управляющему автобусной компанией, единственной заботой которого было сокращение расходов на содержание и инновации, так что непопулярность Купера Ки достигла апогея. Его коллеги из командования флотом расценивали его как слабого временщика, администратора, хотя и с мозгами, но безвольного и слишком озабоченного сохранением своего кресла в Совете, чтобы начать протестовать против проведения политики, которую действующий флот практически не комментировал и бессловесно принимал к исполнению последние пять лет. Видение ситуации Купером Ки следует из его письма от 2 декабря 1884 г. адмиралу Джоффри Фипс-Хорнби, в то время командующему в Портсмуте: "Портсмут наполнен слухами, что я возражаю против увеличения флота, и я хочу вывести Вас из заблуждения по этому поводу. Если бы Вы видели, что я писал, и слышали, что я говорил Совету, Вы бы знали, что я беспокоился об абсурдности той малой суммы, которую запрашивало правительство. Я протестовал против неё, как недостаточной, и почти не мог заснуть последние пять ночей - так я был обеспокоен... Я не мог сам отказаться от должности, поскольку для этого нет тех причин, которые имелись три месяца назад. Я всегда возражал против запрашивания очень большой единовременной суммы на строительство новых кораблей -это побудило бы другие державы последовать тому же. Когда я понял настроения в Парламенте и в обществе, я высказывался за увеличение расходов и был очень расстроен, когда мы их не получили. Но сейчас мы получили половину, то есть то, что я запрашивал до этого. Я не могу сказать, что отказываюсь от должности из-за того, что пресса настояла на превышении этих расходов, хотя весьма сожалею, что этого не сделали и мы. Я полагаю, что если наши преемники поддержат расходы, которые мы гарантировали на следующие пять лет, мы не будем иметь причин сомневаться в нашем положении в будущем - до тех пор пока другие страны не выйдут вперёд; после этого мы также будем вынуждены двинуться вперед, но пойдем еще дальше. Сейчас мы имеем 27 броненосцев в строю. Французы имеют 11. Мы можем ввести в строй ещё 13 в течение месяца. Я не думаю, что французы имеют больше двух готовых кораблей, не считая ещё одного с негодными котлами ("Ришелье"). Многие наши корабли принадлежат к устарелым типам, так же как и их. Более того, имея деревянные корпуса, их корабли долго не протянут. Я бы не опасался любой войны с Францией и Россией сейчас, поскольку о нашем флоте заботятся, однако я боюсь, что за пять лет сравнительная мощь морских держав слишком приблизится к нашей, чтобы оставаться в безопасными". ...

von Echenbach: продолжение... 1884 г.: "Русский кризис" В течение месяца грубый нажим русских чуть было не привёл, в условиях нарастания международной напряжённости, к началу военных действий. Перейдя границы Болгарии и Афганистана, их войска заняли приграничные городки, а знаменитый генерал Скобелев заявил, что "получение Индии есть политическая задача России". Британский министр иностранных дел лорд Гран-виль заявил протест по поводу этих новых территориальных аннексий, но как бы вынуждая нас вступить в войну, русские упорно продолжали продвигаться вглубь Афганистана. Реакция Британии последовала незамедлительно. Корабли резерва были мобилизованы и Адмиралтейство, настояв на передаче располагающегося к югу от Кореи острова Порт-Гамильтон, избранного в качестве передовой базы на русских путях во Владивосток, 2 апреля 1885 г. подняло на нём британский флаг, соединив новый пункт оперативного базирования с Гонг-Конгом телеграфным кабелем. Каждый русский корабль во внешних водах сопровождался внушительным британским соединением, что порой приводило к деликатным ситуациям. Один из таких получивших известность случаев произошёл в Ио-косуке, когда "Агамемнон" под командованием кэптена Лонга, следовавший за "Владимиром Мономахом" (флаг адмирала Кроуна), не зная, объявлена война или нет, вошёл на рейд, имея все орудия наведёнными на ватерлинию и надстройки русского корабля. "Эскадра специальной службы" (1885 г.) Командование британским экспедиционным флотом на Балтике было поручено адмиралу Хорнби. В состав этой, уже второй, "Эскадры специальной службы", являвшей собой "зверинец неуправляемых и курьёзно подобранных кораблей" входили броненосцы "Минотавр" (флагманский корабль), "Эджинкорт", "Геркулес", "Султан", "Пенелопа", "Айрон Дюк", "Лорд Уор-ден", "Рипалс", "Девастейшн", "Аякс", "Хотспур" и "Руперт", крейсера "Шеннон", "Орегон" (вспомогательный крейсер), "Конквест", "Мерси", "Леандр", база миноносцев "Гекла", торпедный таран "Полифемус", шлюп "Корморан", канонерские лодки "Рэйсер" и "Маринер", речные канонерки "Снэп", "Пайк", "Мидуэй", "Медина" и 16 миноносцев. Все они собрались на рейде Портленда в июне 1885 г. Однако из Петербурга была получена настолько примирительная нота, что перспектива война стала маловероятной. Корабли эскадры Хорнби были задействованы для проверки их мореходных качеств, механизмов, оценки новых миноносцев, мин, противоминных сетей и противоторпедного оборудования. Запомнилась атака "Полифемусом" бона в Берехафене с целью его прорыва, а ценность миноносцев увеличенных размеров только подтвердилась. Многое удалось узнать о торпедных атаках и вывести оптимальный образ действий при прорыве неприятельской противоминной обороны или - как следовало из полученных уроков - каким образом собственно британские корабли смогли бы себя защитить от атак миноносцев противника.

von Echenbach: 1 эскадра специальной службы - 1878. В мае 1878 г. в портах Англии началось сколачивание так называемой «особой эскадры» для войны с Россией. Командовать ею был назначен адмирал Купер Кей. «Особая эскадра» должна была войти в Балтийское море и атаковать Кронштадт. 7 июня адмирал Кей поднял свой флаг на броненосце «Геркулес» (водоизмещение 8680 т; вооружение: 8–10-дюймовых, 2–9-дюймовые и 4–7-дюймовые пушки). Кроме Геркулеса в составе эскадры было шесть казематных броненосцев: «Уорриор» (водоизмещение 9210 т; вооружение: 4–8-дюймовые и 28–7-дюймовых пушек); «Резистанс» (6150 т; 2–8-дюймовые и 14–7-дюймовых пушек); «Гектор» и «Вэлиент» (оба по 6710 т; по 2–8-дюймовые и по 16–7-дюймовых пушек), «Пенелопа» (4470 т; 8–8-дюймовых и 3–5-дюймовые пушки) и «Лорд Уорден» (7940 т; 2–9-дюймовые, 14–8-дюймовых и 2–7-дюймовые пушки). В составе эскадры были и два башенных броненосца. «Тандерер», «Принц Альберт», В «особую эскадру» англичане включили и четыре строившихся в Англии броненосца, купленных британским правительством в феврале — марте 1878 г. в добровольно-принудительном порядке: «Нептун», Бр. фрегат «Суперб» Броненосцы (корветы) «Белле Айл» (Belle Isle) и «Орин». Кроме того, в «особую эскадру» входили один парусный фрегат, четыре канонерские лодки и одно посыльное судно.

von Echenbach: Более конкретно: Разведки работает хорошо. Начальное положение отрядов и состав за неделю до начала Дела - общедоступны. Дм. Донской, Вл. Мономах и сопровождающие их суда - на рейде Копенгагена. Там же - английский отряд. Броненосные крейсера - 5 единиц Клипера (новые железные и композитные) - 9 единиц Крейсера (пароходы) - 4 единицы Старые деревянные корабли - 12 единиц (фрегат, 6 корветов, 4 клипера). Яхты: 3 единицы (= всп.Кр). Пароходы Добфлота, переоборудованные во вспомогательные крейсера – 5 единиц Зафрахтованные пароходы различных стран и компаний (примерно по 2000т, 5 уз) - 30-40 Зафрахтованные парусники различных стран и компаний (примерно по 1000т, 5 уз) - 15-20 Балтийский флот. Главные задачи: - обеспечить своевременную подготовку, снаряжение, выход и развертывание крейсерских эскадр в океане; - во взаимодействии с сухопутными силами, опираясь на крепость Кронштадт обеспечить защиту от нападения вражеского флота на столицу - Санкт-Петербург. Вспомогательные задачи: - во взаимодействии с сухопутными силами, опираясь на приморские крепости (Свеаборг, Выборг, Ревель, Динамюнде) обеспечить защиту побережья Финляндии и Прибалтики, предотвратить возможные десанты; - обеспечить благоприятный режим для торгового судоходства в условиях возможной блокады отечественных портов. Корабельный состав (основных классов): Эскадренный броненосец – 1 единица Броненосные фрегаты – 2 единицы (плавбатареи) Броненосные батареи – 3 единицы Башенные броненосные фрегаты – 4 единицы Башенные броненосные лодки – 3 единицы Мониторы – 10 единиц Канонерские лодки (не бронированные) – 10 единиц Пароходо-фрегаты – 2 единицы Яхты – 7 единиц Пароходы и портовые суда – 20 единиц Миноносцы – 1 единица Миноноски – 96 единиц Крепости: Кронштадт, Выборг, Свеаборг, Динамюнде Временные укрепления (сооружаются после начала военных действий): Ревель, Аландские о-ва, Моонзунские о-ва Прочие торговые суда: пароходы - 70-100, парусники - 150-200. Черноморский флот. Главные задачи: - обеспечить своевременную подготовку, снаряжение, выход и развертывание вспомогательных крейсеров (переоборудованных по опыту 1877-78 гг.) в океане; - при угрозе вторжения английского флота в Дарданеллы обеспечить высадку десанта, овладение берегами Босфора и его блокирование береговыми батареями и минными заграждениями. Вспомогательные задачи: - во взаимодействии с сухопутными силами, опираясь на крепости Очаков-Кинбурн, Севастополь, Керчь, Михайловское (Батум) обеспечить защиту от нападения вражеского флота на ключевые пункты побережья; - обеспечить благоприятный режим для торгового судоходства в условиях возможной блокады отечественных портов. Корабельный состав (основных классов): Броненосцы береговой обороны – 2 единицы Бронированные мониторы (канонерские лодки) – 2 единицы Бронированные батарейные плоты – 7 единиц Деревянные корветы – 4 единицы Вооруженные пароходы, яхты и шхуны 12 единиц Миноноски – 15 единиц Крепости: Очаков, Керчь, Михайловское (Батум), Севастополь (строится) Сибирская флотилия. Главная задача: Обеспечение базирования крейсеров, действующих в Тихом океане. Вспомогательные задачи: - во взаимодействии с сухопутными силами, обеспечить защиту от нападения вражеского флота на ключевые пункты побережья; - обеспечить благоприятный режим для торгового судоходства в условиях возможной блокады отечественных портов. Корабельный состав (основных классов): Пароходо-фрегат (брандвахта во Владивостоке) – 1 единица. Канонерские лодки – 4 единицы Винтовые транспорты – 2 единицы Пароходы и шхуны – 6 единиц Крепости: Николаевск-на-Амуре, Владивосток (строится, способна к обороне), Петропавловск (батареи) Порты: Корсаков (як. стоянка),

von Echenbach: Британия Структура и грузопотоки, Судоходство (без каботажа и рыболовства) Всего: 9 млн т. грузов, 25% перевозится на иностранных судах. + 30 % грузов - иностранные (фрахт). Ллойд (упрощенно): 30 лайнеров по 8-10 000т, 70 быстроходных пассажирско-грузовых судов по 4-6 000т, 250 пароходов в 5000т, 750 пароходов в 2500 т, 1000 пароходов по 1000т, Парусники в 1500 т – 500, парусники в 500 т – 1000. Англия: Европа Сев. -5% грузооборот Атлантика Сев. – 25% Атлантика Юж. –Амер – 10% (3% с ТО побережья Юж.Америки , ) Атлантика Юж. –Афр – 10% (3% Индии, Австралия, Вост. Африка) СрЗМ: 45% – Юж. Европа 5% – Вост.СРЗМ 10% – Индия 25% (Суэцкий канал) 10% -(Китай, ЮВА-Япония, Австралия, САСШ ТО). Голландия – 7%, САСШ – 7%, Дания, Швеция, Италия – 5%, Прочие – 6%.

von Echenbach: Порты, стоянки и базы, в основном - нейтральные (без Англии, России и Балтики с ЧМ). * - возможны укрепления, ** - имеются батареи. м.б. что и пропущено, будут дополнения. Дальний Восток: ТО – Ванкувер** (Канада) – Сан-Франциско (амнр) - Лос-Анжелес (амер) – - Маcатлан (Mazadlan) мекс – Мансанильо - Пуэрто-Вальярта (мекс) – Акапулько (мекс) – Салина-Круз (мекс) – Панама (??) – Буэнавентура (Колумб) – Тумако – Эсмеральдос (Эквад) – Манта – Гуаякиль – Чимботе (Перу?) – Кальяо – Арика – Икике – Антофагаста (Болив)– Вальпараисо (Чили) – Ла Серена – Вальдивия – Маркизовы о – Общества о – Маршалловы о – Нов. Каледония – Нов. Британия – Соломоновы о – Бугенвиль – Нов. Гвинея - о. Тимор – Индонезия (Паданг – Джакарта – Баликпапан – Макасар – Соронг /гв/ - Гонолулу (амер) – Туамоту - Фиджи Австралия (англ): Аделаида, Сидней*, Мельбурн*, Дарвин, порт-Веллингтон*(Н.Зел) Иокогама, Нагасаки, Хакодате – Аомори – Куре - Осака Чемульпо, Ульсан, Мозампо, Шанхай (фр), Гон-конг (англ), Вей-хай-Вей, Биньхай – Цзиньхуаджоу – Циндао - Сайгон – Ханой (фр), Бангкок, Сингапур*** (англ) Манила Бомбей**, Калькутта**, Коломбо** (англ), Аден** – Гоа – Сурат – Карачи – Джибути (англ) - Сотокра Могадишо Момбаса Носси-Бе – Порт-Дофин (фр Мадагаскар) Реюньон, Маврикий, Кергелен Дар-эс-Салам, Мапуто, Кейптаун**, Уолфиш-бей, Луанда, Либревилль, Аккра, Фритаун**, Дакар, Мерс-эль-Кебир, Касабланка, Санта-Крус-де Тенерифе (канар.) Рабат - Танжер, Кадис – Уэльва – Аймонте – Лиссабон – Виго – Корунья – Сантандер - … - Бордо – Сен-Назер - Лореньян – Брест – Сен-Мало – Шербур – Гавр – Булонь – Дюнкерк – Остенде – Роттердам – Амстердам - Куксхафен - Кристиансанд – Ставанген – Берген – Тронхейм – Тромсе – Канад: Монреаль – Сен-Пьер – Галифакс** – (англ) Амер: Портленд – Бостон – Нью-Йорк – Норфолк – Чарлстон – Саванна – Мобил – Нью-Орлеан – Галвестон Мекс: Тампико – Веракрус – Коацокоалькос – Канкун – - Блуфилдс – Лимон – Колон – Картахена – Виллемстад (Кюрасао) – Каракас - Порт-оф-Спейн* (Тринидад) англ – Джорджтаун* – Парамарибу – Кайенне – : о. Мартиника – Доминика – Гваделупа – Барбадос** – Антигуа _ Белем – ст.Луис – Парнаиба – Натал – Ресифи – Сальвадор – Р-д-Ж – Рио-Гранде – Монтевидео – Буэнос-Айрес – Байия – Рада Тильи (Ривадавия) – Десеадо – Рио Гальерос – Фокленды Куба Багамы – Виргинские острова – Ямайка** - англ

von Echenbach: Карта - с координатами квадратов и сеткой в квадрате. Грузо-судо-потоки. В Радикал-фото - на 1200. http://i058.radikal.ru/1402/79/b3f8c4543020.jpg

von Echenbach: Могу сбросить по почте карту. Квадрат получается по 15 градусов сторона (1-А, 3-Б и т.д.). В квадрате 16 зон (1-a, 3-d и т.п.). Расстояния на маршрутах даны в милях на оригинале. Исходя из того, что 1 град (геогр) =60 миль (1 минута = 1/60 град = 1 миля (1852м), получам величину стороны зоны - 3.3 град = 225 миль, в сторона квадрата = 900 миль. Видимость: ясно - по 20 миль, хорошая - 15 миль, умеренно - 10 миль (ясная ночь), туман (дождь) менее 3 миль. Темное время принимаем за 1/3 от светлого. Грузопотоки обозначал исходя из упрощений: англ. грузоперевозки = 10 млн. тонн. Количество и тоннаж/размеры судов торговых дданы ранее (для игры). Общее количество судов мирового флота по сравнению с Англией увеличиваем в 4 раза (не обномоментный перевоз)*. Перевозимые товары - 2/3 на английских судах и 1/2 - 2/3- 3/4 (2/3 - для упрощения) грузов английские. % на маршруте - усредненная годовая/месячная нагрузка (температура по палате :-)) 1%на маршруте - примерно 100 т/сут или , для увеличения привлекательности и простоты - 1000 т/нед. в зоне квадрата. Примерно 1/2 судов-тоннажа двигаются всртечным потоком (но это не решающий фактор). * - если у кого более точные и грамотные предложения по учету-растределению грузопотоков - прошу принять участие в разработке.

von Echenbach: Средняя скорость - 5 уз, погоня - 10 уз, бой - по максимуму, до 12-13 уз. Погрузки в море: для малых кораблей (до 3000т) - 10 т/час, бля боле крупных (до 6000т) - 20 т/час, больших - 30 т/час. Планы Англии (обсуждаются в Парламенте). Задача - организовывать конвои ценных пароходов и военных грузов, поиск крейсерами (вдоль маршрутов) рейдеров, контроль возможных стоянок в районах колоний, перехват судов снабжения. На Балтике - Блокада Финского залива/Кронштадт-Ревель -Гельсингфорс, организация охраны эскадры, обеспечение высадки десанта. Есть идея атаки Либава - Ревель (Рига?) - Гельсингфорс (отвл.) - Нарва. Или Выборг - Шлиссельбург. Сейчас составляю более детальный состав эскадр. Возможна атака Владивостока. На СРЗМ - иметь отряд кораблей, способный оказать помощь Турции в случае атаки или угрозы атаки Босфора. Гибралтар - контроль Частью Эскадры пролива и участков путей до Фритауна и метрополии. Распределение ББО: Церберус - Мельбурн, Магдала - Бомбей, Абиссиния - Мадрас. В Сингаруре и Коломбо с Аденом - держать отряды с броненосцами, в т.ч. выведенными из резерва. Активные операции в Вест-Индии. Прокладка резервных телеграфных кабелей. Для минной обороны (Кронштадт, Босфор) привлечь старые КЛ, каботажные и рыболовные пароходы, некоторые буксиры.

Dampir: карту я скачал спс дата начала 27 августа 1883 ?

von Echenbach: Пр России, без Финского залива: Вариант диспозиции (ГК Российской стороны может представить свой вариант): Пожарский - Нью-Йорк. С ним: 1 корвет, 1 клипер, 1 Пх вооруж, 2 ТР пх, 3-4 фрахт. пх. Ген-Адм - Брест. С ним: 1 корвет, 1 клипер, 1 пх вооруж, 2 ТР пх, 2 фрахт. пх Герц. Эдинбург. - Гонолулу + 1 корвет, 1 клипер, 1 воор. пх, 2 ТР пх, 3-4 фрахт. пх Азия - Владивосток (4 КЛ, 2 пх, 2 миноноски), + 1 корвет, 1 клипер, 1 пх. вооруж, 1 ТР пх, 2 фрахт. пх Африка - Дар-Эс-Салам + 1 корвет, 1 клипер, 1 вооруж пх, 2 ТР пх, 2 фрахт Европа - Шанхай + 1 корвет, 2 клипера, 2 ТР. пх, 4 фрахт. пх. Кто-то в океане - ? Но лучше, наверное, иметь связь и выйти с полным запасом. Копенгаген: Донской, Мономах, 1 корвет, 1 клипер, 1 воор. Пх, 3 ТР пх, 4 фрахт. пх Либава - 1 корвет, 1 клипер, 1 ТР пх, 2 фрахт. пх + Минин(?) БРКР - 5, КР - 3, корветов - 8, клиперов - 9, вооруж. ПХ - 6, ТР пх - 15, фрахт - 24 (до 40) Вооруж. ТР - 2000 т угля, ТР пх - 4000 т. угля. По 1000 т - прочего. 100 т. угля: на 1000 миль - до 3000т, 750 миль - до 6000т, 500 миль - до 9000т. Без учета боевого запаса (6 часов полным ходом). Обсуждение Запас автономности эконом. ходом: Броненосцы-Фрегаты-большие крейсера, КЛ - 3 нед, КР, Корветы, вооруж. ПХ, ТР. пх, фрахт. ПХ - 1,5 мес Клипера, Шлюпы - 2 мес. Под парусами (если нет встречного ветра или непогоды) - расход угля по отношению к ходу под парами: 1:4.

von Echenbach: По скоростям: экономический ход всем - 5 уз, 10 уз эконом. ход - для БРКР и больших КР.

von Echenbach: "Вечерний Лондон" сообщает о получении 2 августа 1883 года телеграммы о прибытии в Кронштадт французской эскадры Океана из Бреста в составе 3 новейших броненосцев, 3 броненосцев-таранов, 2 крейсеров и 4 миноносцев. "Фигаро" 12 августа: Прошедшее посещение нашей эскадрой Кронштадта символизирует единство наших устремлений на пути прогресса. "Голос Берлина" 14 августа: В ходе недавнего визита французской эскадры в Россию происходили переговоры о продаже некоторых кораблей Францией России. Германия и Англия в опасности. :-)

Dampir: von Echenbach пишет: Вариант диспозиции (ГК Российской стороны может представить свой вариант): будем урезать осетра. Столько в море у России быть не могло потому что не могло никогда. Альтернативная диспозиция в процессе

von Echenbach: Зафрахтованные и ТР пх к боевым не относятся. А фрахт. пх - вообще иностранные. Всп. кр т.е. вооруж. пароходы - вполне по силам, Донского и 3-4 корвета (действительно, старенькие они) с парой клиперов м.б. и можно сократить. У англичан старые деревянные по списку как учебные резерва пойдут, часть - стационеры. Старые БР - или в роли стационеров-наблюдателей или в качестве эскорта в канале и до Гибралтара. Если возникнет необходимость действий на Балтике - в качестве усиления противоминной обороны кроме мобилизованных каботажников и траулеров планируется привлечь и малые КЛ БО - около 10-12 ед. Военные перевозки рекомендуется проводить под эскортом. Введение системы конвоев признано несоответствующей возможной угрозе (совещания в Адмиралтействе и консультации с кабинетом и в парламенте).

von Echenbach: Из доклада премьер-министру сделанного первым Лордом Адмиралтейства по планам Флота. Неопределенность в отношениях с Россией относительно разрешения противоречий в Средней Азии, Дальнем и Ближнем Востоке вынуждают провести частичную мобилизацию Флота. Дополнительным фактором, влияющим на расстановку сил в случае конфликта приобретает позиция Франции, что в свою очередь требует привести в боевое состояние часть броненосных и крейсерских сил, ныне состоящих в резерве. Необходимо учитывать невозможность быстрого ограничения влияния неприятельских крейсеров на нашу морскую торговлю. Можно предположить о снижении грузопотоков на подвергшихся нападениям маршрутах на 5-10 % в течение 3-4 месяцев. Особо важные и ценные грузы, в т.ч. и военные будут эскортироваться. В зоне Северных, Южных и Западных подходов будут развернуты дополнительные патрульные силы. В случае конфликта будут сформированы 12-15 крейсерских противорейдерских групп. Для защиты основных портов в колониях планируется направить часть броненосных кораблей 2-й линии. Для быстрого влияния на возможного неприятеля планируется вход Специальной Эскадры, сформированной из состава Эскадры Канала и Береговой охраны, в воды Финского Залива с организацией ближней плотной блокады Кронштадта, Гельсингфорса. Планом предусматривается высадка экспедиционного корпуса в Виндаве и Либаве с последующим выходом к Риге и Ревелю. Сухопутные силы по предварительным совместным планам с Главным Имперским Армейским Штабом могут достигать 30-50 тыс. чел. При 250 полевых и 150 осадных орудий. Для противодействия возможной атаке на Проливы часть СРЗМ Эскадры будет способна оказать необходимую помощь. С целью уменьшения способности неприятеля снабжаться со своих баз предусмотрены нанесения ударов по Владивостоку, Архангельску и Петропавловску. Вступает с действие система наблюдения над портами нейтральных государств и проводится регулярный осмотр берегов.

von Echenbach: Расписание Флота (2 вариант) Эскадра Специальной службы: Обсервационный отряд: Геркулес (бр), Айрон Дюк (бр), Шеннон (БрКр), 1 корвет и 1 шлюп, Меркурий (кр. 2 кл. 17 уз.), 2 ТР – Копенгаген. Экспедиционный отряд: Девастейшн (баш. бр), Тандерер (баш. бр), Султан (бр), Ахиллес (бр), Бейляйль (бр. тар), Полифемус (бр. тар)**, Хотспур (бр. тар) Циклоп, Геката, Гидра – цитадельные мониторы, 2 корвета, 3 КЛ, 4 малых КЛ, 8 ТР, 6 всп. Судов, 6 МН 1 кл, 8 мн 2 кл. 2 госпитальных судна. Эскадра Канала: Минотавр, Эджинкорт, Нортумберленд – батар. бр, Дредноут, Нептун, Аякс – баш. бр, Везувий (торп. КЛ), 2 корв, 1 шлюп, 2 Тр с 4 МН 1 кл, 4 МН 2 кл. Средиземноморская эскадра: Александрийский (Критский) отряд: Орион (брон. Тар), Инфлексибл, Агамемнон (баш. бр), 1 корвет, 1 шлюп, 1 КЛ, 3 малых КЛ, 1 ТР. Мальтийский отряд: Александра, Сьюперб, Инвинсибл (бр), Ирис (кр 2 кл) 1 корвет, 1 шлюп, 1 КЛ Гибралтарский отряд: Монарх (баш. бр), Темерер (бр), Руперт (бр. тар), 1 корвет, 1 шлюп, 2 КЛ, 3 малых КЛ. Вест-Индская станция: Северный отряд: Галифакс-Нью-Йорк – Гордон (цитад. Монитор в Галифаксе), 2 корвета, 1 шлюп, 2 КЛ Поисковый северный отряд: Нортхемптон (бр. фр), 2 корвета, 1 шлюп Карибский отряд: Нассау / Багамы: Виверн (ббо), 2 шлюпа, 2 КЛ Ямайка: Энтерпрайз (брон. шлюп, стар)*, 1 корвет, 1 шлюп, 1 КЛ Барбадос: 1 корвет, 1 шлюп, 2 КЛ Южно-Атлантический отряд (Фокленды): Ресерч (бр)*, 2 корвета, 1 шлюп Южно-Африканская станция: Кейптаун: Беллерофон (бр), 2 корвета, 1 шлюп, 2 КЛ, 3 малых КЛ, Фритаун: Скорпион (ббо), 2 корвета, 1 шлюп, 2 КЛ, 3 малых КЛ Поисковый южный отряд: Инконстант (фр 1 кл), 2 корвета, 1 шлюп Ост-Индская станция: Отряд Красного моря: Джибути: Глаттон (мон), 2 КЛ, 1 ТР, 2 МН 1 кл, 4 Мн 2 кл Аден: Трайэмф (бр), 2 корвета, 1 шлюп, 1 КЛ, 1 ТР, 2 мал. КЛ Индийский отряд: Коломбо: Роял Альфред (бр)*, 2 КЛ, 2 корвета, 1 шлюп Западный поисковый отряд: Релей (фр 1 кл), 2 корвета, 1 шлюп Карачи – 1 КЛ Бомбей: Магдала (монитор), 1 шлюп, 1 КЛ Мадрас; 1 КЛ, 2 мал. КЛ Калькутта: Абиссиния (монитор), 1 корвет, 1 шлюп, 2 КЛ Тихоокеанская станция: Малазийский отряд: Сингапур: Свифтшур (бр), Фаворит (бр. шлюп)*, 1 корвет, 2 шлюпа, 2 КЛ, 3 мал. КЛ, 4 МН 2 кл, 2 ТР Восточный поисковый отряд: Шах (фр 1 кл), 2 корвета, 2 шлюпа, 2 ТР – в Гонолулу. Китайский отряд: Гонконг: Зилэ (бр)*, 1 корвет, 2 шлюпа, 2 КЛ, 3 малых КЛ Вейхай-вей: Аудейшиос (бр), 1 корвет, 1 шлюп, 1 ТР Нагасаки: 1 шлюп Австралийская станция: Мельбурн: Церберус (монитор), 2 мал. КЛ, 2 МН 2 кл Сидней: Нельсон (БрКР), 2 корвета, 2 шлюпа, 2 КЛ Порт-Веллингтон (Нов. Зеландия): 1 корвет, 1 шлюп, 2 КЛ *- введены в строй ( ещё м.б. введены в строй для службы в зоне канала 6 бр и 6-8 корветов), **- экспериментальный корабль. Броненосцев – 28 БРКР – 3 ББО – 14 (Мониторы, тараны, ббо) КР 1 кл – 3 Кр 2 кл – 3 Корветы – 37 (40) Шлюпы – 29 (30) КЛ – 36 (44 + 3 бронненосные) ТР – 20 Могут быть несоответствия списочному составу.

Dampir: Газета «Ла Прованс» от .....1883г. Сегодня с визитом на рейд Марселя прибыл русский отдельный отряд в Греческих водах. Под флагом контр-адмирала Чебышёва находятся клиперы "Джигит", "Стрелок" и шхуна «Туапсе». Ходят странные слухи о возвращении их экипажей на родину сухим путем.

von Echenbach: Газета «Ла Прованс» от .....1883г. Сегодня на рейд Марселя прибыл английский шлюп "Вестал" для осмотра подводной части, вероятно поврежденной при касании рифа во время учений Средиземноморской Эскадры.

von Echenbach: Из донесения Агента Е2Е4: Из предварительных планов Флаг-Офицера Средиземноморской Эскадры: 1 Этап: Гибралтарский отряд формирует Дозор Пролива со стороны СРЗМ (Руперт и 1 КЛ) и сторожевую службу у базы (3 мал. КЛ). Монарх (баш. бр), Темерер (бр), 1 корвет (Залия), 1 шлюп (Фантом) следуют к линии Картахена-Оран (примерно 400 миль) всё - ЭХ Мальтийский отряд (Александра, Сьюперб, Ирис - кр 2 кл) развернутым строем проходит северным СРЗМ к Специя – Генуя - Тулону – Марселю, Барселоне – Таррагоне – Картахена и соединяется с Гибралтарским отрядом. Инвинсибл (бр), 1 корвет (Эклипс) – Следуют Сиракузы – Мессина – Палермо – вдоль побережья Калабрии (Вибо Валентия – Неаполь) при рандеву у о. Монтекристо. Далее – Бонифаччо-Аяччо (Сардиния – Корсика) – Менорка. 1 шлюп (Вестал*) – совершает обсервационное плавание за русским отрядом. Марсель. При подходе кораблей присоединяется к отряду. (примерно 1200 миль) ** - примерно неделя на крейсерском ходу 10 уз. Александрийский (Критский) отряд: Инфлексибл, Агамемнон (баш. бр), 1 корвет (Джуно), 1 шлюп (Дриад*) выходят с Крита (Суда) к Таранто –Отранто Дриад – к о. Керкира и Отранто. Далее – осмотр к Венеции и Пола. Орион и 1 мал. КЛ – Александрия – Суэц, 1 КЛ – Салоники, 1 мал. КЛ – Пирей. ( примерно 800 миль) ½ ЭХ, ½ - КРХ Примерно – 1 неделя.

Dampir: кроки Сингапурв 1887

von Echenbach: "Копенгагенский вестник" от ... августа 1883г. :... Вчера вечером в околопортовых районах Копенгагена начался грандиозный пир англо-русских моряков из числа экипажей стоящих на рейде эскадр. В единогласном согласии смешанные компании матросов после посещения некоторых трактиров выразили неудовольствие местной обслуге. Неудовольствие вылилось в ряд столкновений с персоналом. Попытки полиции навести порядок до настоящего времени успеха не имеют.

von Echenbach: "Лечебное дело" (Парижский мед. журнал) - В этом году отмечается небывалое количество посещений многих курортов побережья Франции, Испании, Португалии и Италии англичанами. Наверное, наша пропаганда наших методов лечения и результаты этого лечения вселили веру в могущество французской курортологии и физиотерапевтического лечения. Хотя и немного непонятно желание посетить курорты на побережье других стран.

Пан директор: В качестве добавки - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%BE-%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0 Правда у американцев флот на тот момент практически отсутствовал.

Dampir: CHATEAU YQUEM 1883 Размеры (м): 117.8 x 12.5 x 6.3 m тоннах: 4,035 гросс тонн двигатель: compound steam engine, 8 boilers, single shaft, 1 screw the Yarrow boiler, an example of a 3-drum water tube boiler.. скорость: 14.8 узлов

von Echenbach: Хороший пвароход. Был*... :-) * - как возможный варивант развития событий (при нереальности - отменяем): "... Телеграфное агентство Рейтер сообщает о трагическом происшествии в Бордо. 11 августа сего года, через несколько дней после опубликования известия о продаже Русскому флоту достраивающегося парохода CHATEAU YQUEM в 4000 тонн с последующим перевооружением его в крейсер, вошедший в порт учебный шлюп Персей (1861 год, 1400 т, л-т Метьюрин) протаранил пароход из-за потери управления вследствие поломки рулевого устройства. Шлюп затонул после столкновения. Пароход получил пробоину в районе машинного отделения и с креном сел на грунт. Погибло 2 английских моряка. Командир шлюпа, л-т Метьюрин передстанет перед судом. Английское правительство и Адмиралтейство принесли свои извинения и выразили готовность выплатить компенсации и возместить стоимость ремонта, который может продлиться до Рождества..."

Dampir: я сразу вспомнил игру где ниньзя высаживались с японского крейсера на тигровый ролуостров. Судов подобных этому в Бордо с десяток, купят другой подороже выйдет . И потом как это его могли потопить если он еще на достройке. Самое смешное что его систер-шип "Шато Марго" действительно британец, вроде бы" Марипоза"в 1889, потопил в Канале.

von Echenbach: Да, ниньзя - это было хорошо задумано. :-)) Раз не проходит - снимаем предложение, и Персей не будет ломаться. Достройка-то на воде, и в виде установки вооружения и устройства погребов. И фактор времени - 27 августа - день Х. 2 - 3 недели минимум на вооружение и испытания, погрузку. Метьюрин позже подвиг совершит. P.S.: "Забияку" вот ведь удалось англам протаранить. :-)

Dampir: von Echenbach пишет: P.S.: "Забияку" вот ведь удалось англам протаранить. :-) Бордо не Ла-Манш тут это физически невозможно. Верфи вообще на реке стоят, а в дельту с лоцманом заходят. "Вчера после дебоша в одном из портовых кабачков городской жандармерией Бордо была задержана группа английских матросов шлюпа "Персей" . Лейтенант Метьюрин отказался допустить лица ведущие дознание на борт своего корабля,несмотря на обнаруженные при обыске задержанных опий и гашиш. Сам месье Метьюрин, как оказался сын известного английского шпиона времен Наполеоновких войн. отказался сотрудничать со следствием. Все это является явно недружественным актом , британскому послу в Париже передана нота, шлюпу "Персей " предложено покинуть территориальные воды Бель Франс в 24 часа".

von Echenbach: Dampir пишет: обнаруженные ...опий и гашиш В те времена - не криминал. Не сын, а внук. Но здорово! + :-) Лйтенанту Метьюрину объявлена благодарность Адмиралтейства и присвоено следующее звание. (Шлюп доставил людеё-лягушек в каучуковых костюмах Бойтона с миной, которая будет подвешена у винта перед выходом парохода на испытания. Пока перебрались в береговое известное место).

Dampir: von Echenbach пишет: В те времена - не криминал. Не сын, а внук Принимается - внук и нашли фальшивые ассигнации. Воды Гаронны никогда не бывают прозрачными, но после двух дней проливных дождей они были мутного желто-бурого цвета из-за изобилия песка и грязи. . В городе широко обсуждали вчерашнюю встречу русского контр-адмирала с журналистами. Чебышёв поблагодарив кораблестроителей за прекрасный корабль, выразил уверенность в удачном проведении испытаний.

von Echenbach: Dampir пишет: фальшивые ассигнации "... Неуклюжая провокация русской полиции. Как рассказали нашему корреспонденту префект Бордо Флобер и комиссар полиции Мегре - после короткого следствия выявили сотрудников русского консульства, подкупивших зачинщиков погрома, которые в ходе дознания подтвердили факт подбрасывания фальшивок и опия в сумки отвлекшихся на пресечение безобразий англичанам. Англичане с честью оправданы..." "Телеграмма-молния агентства Рейтер: при выходе русского парохода-коейсера из Бордо на рейде произошел взрыв в области котлов. Пароход затонул в течение 15 минут. Удалось спастись всем. В качестве причины взрыва предполагают две версии: неправильное обращение с котлами или возгорание и взрыв угольной пыли в некачественном топливе." Пусть будет не "тот самый" пароход, журналисты ошиблись, как и саботажники. :-) Таймс: "... Для возможного повторения сценария прошлой Восточной войны нен оснований. Наши отношения с Российской Империей остаются, как и всегда в тревожные исторические моменты, исключительно дружественными, можно сказать - братскими, интернациональными. Некоторые противоречия в отношении действий вооруженных отрядов туземцев в Средней Азии и Кавказа не могут быть поводом для ухудшения взаимоотношений..." Портсмутская газета: "... В Портсмутский армейский лагерь начали прибывать части 2 и 4 пехотных Индийских дивизий. Их назначение неизвестно, но ходят слухи о посылке Экспедиционного Корпуса в Турцию, для помощи в стабилизации положения в Курдистане..."

Dampir: ни магнитных ни химических мин по типу Барона Дризена нет и быть не может. А вот то что пишут другие нужно читать внимательнее "они были мутного желто-бурого цвета из-за изобилия песка и грязи" другими словам и видимость для подводного пловца зеро. Лень расписывать что с ними было дальше Мне вот интересно как префект мог это сказать если с его подачи и подбросили

von Echenbach: Dampir пишет: если с его подачи и подбросили Но об этом знают те, Кому положено. А вообще-то префект белый и пушистый. Для Пловцов в ограниченной акватории и при отсутствии необходимости соблюдать "классическую технологию" - нет ничего сложного: с шлюпки-яхты, за буксиром-катером (много чего можно): визит хорошеньких дам, подарки команде от воодушевлённых крестьян Перигора, назойливая пресса... Но уж ладно, пароход-крейсер сохранен. :-)

von Echenbach: Испанская "Новая Картахена": " ... Многочисленные перевозки войск из Индии в Англию заставляют предположить планируемую англичанами экспедицию в Балтийское море для разрешения противоречий с Россией. Возможен ли Копенгагенский вариант развития событий?..."

Dampir: Все дело в том, что их два" Шато Икем" и " Шато Марго"- реальный сюжет, почти как у К-Дойля в рассказе "как Стивен Кредок обманул капитана Щарки".

von Echenbach: Прочел. Мрачноватый намек? :-) НЕТ, у нас не так было! :-)

Dampir: «Лондон Газетт» На следующий день после трагедии с флагманским броненосцем , затонувшим в результате столкновения с кораблем своей же эскадры во время маневров в Канале , Британию постигла новая катастрофа. В гавани Портсмута загорелся и взорвался американский пароход «Форт Стайкин» груженый аммиачной селитрой, удобрением используемым при производстве пороха. В городе многочисленные пожары, погибло 4 крупных корабля; множество мелких . Объявлен трехдневный траур.

von Echenbach: ... В Парламенте, в одном из кабинетов: ...Наше сообщение в газете о якобы погибшем броненосце (идущем с отрядом в назначенное место) и взрыве парохода - на самом деле был взорван старый прогулочный пароходик, позволили нам получить дополнительные финансовые средства на постройку новых кораблей, ускорении постройки и мобилизации флота и армии. Особый отряд будет направлен в Кольский залив для захвата полуострова. Берлинен-Цайтунг":Телеграммы из Санкт-Питерсбурха - Новое поветрие холеры вызвало эпидемию. В Кронштадте и столице насчитывается более 500 000 больных. Заводы прекратили работу, Ожидается прибытие судов с медицинской помощью из Англии, Дании и Франции. Германские врачи уже прибыли а очаг инфекции. Не исключено появление в южных краях чумы.

Dampir: Государь Император после некоторых раздумий постановил: Главную базу Балтийского флота иметь на Балтийских островах (Моонзунде). В продолжение ряда лет полагали достаточным Балтийскому флоту существовать непосредственно только для обороны Кронштадта, проектируя его военные диспозиции на Кронштадтском рейде. Принятием Балтийских островов операционной базой значение флота изменится радикально. Получится возможность не допустить существенных неприятельских действий ни на ближайших берегах, ни даже в большей части Финского залива. Эта база лучше обеспечивает Кронштадт от неприятельского нападения... Задаваться нападением на Кронштадт для него будет невозможно. Уверенное обеспечение нашего положения в этих водах даст возможность наши материальные средства употреблять для быстрого и правильного развития наших морских сил на самом важном для нас поприще — на водах внеевропейских. Сфабрикованные инсинуации о заболеваниях холерой в С-Петербурге поддерживаемые английским парламентом вызвали сильное раздражение императора Александра.. Им наложен секвестр на британские товары в русских лавках и магазинах, запрещена продажа британских товаров в России, остановлены долговые платежи британцам, назначены чиновники для ликвидации долговых расчетов между русскими и английскими купцами. Дипломатические отношения между державами прерваны. Из донесения французского посланника в Петербурге кавалера ордена Почетного Легиона Арсена Люпена, сообщавшего о учениях Балтийского флота На маневрах отрабатывались вопросы атаки кораблей в море. В качестве обороняющейся стороны выступала броненосная эскадра. Для нападения миноноски построились в две колонны находящиеся в ожидании неприятеля под парами. Одна, нападающая, обходила его справа или слева , а вторая все время шла параллельным с атакуемыми кораблями курсом, не давая им возможности уклониться от нападения. Атака производилась следующим образом: нападающая колонна, шедшая первоначально на параллельно м курсе вне сферы огня, поворачивала и направлялась на неприятеля, стараясь попасть в промежутки между кораблями. Так 19 августа в 7 ч утра 15 миноносок (флагман «Удав») вышли в море и обнаружили в 10 милях от маяка Реншхер фрегат «Адмирал Грейг» и броненосный корабль «Петр Великий». Когда миноноски, следовавшие в строю двух колонн, сблизились с фрегатом на расстояние 3 мили, он повернул назад. Правая колонна во главе с миноноской «Удав» вышла на траверз фрегата, и тот, пользуясь отставанием левой колонны, повернул влево, оставив правую колонну за кормой и вынудив прекратить преследование. Тогда правая колонна атаковала «Петра Великого», он опоздал с поворотом на один курс с миноносками и скоро был настигнут, три миноноски «обрезали» ему нос, а четвертая атаковала. Корабль признан уничтоженным. В частной беседе император сказал мне следующее – «… что касается сближения с Францией, то я бы ничего лучшего не желал, как видеть её союзником, в особенности как противовес Австрии и Англии

Dampir: БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ Практическая эскадра I отряд броненосец «Петр Великий» башенные фрегаты "адмирал Грейг", " адмирал Лазарев", " адмирал Спиридов", " адмирал Чичагов" II отряд броненосные фрегаты "Князь Пожарский" "Минин" полуброненосные фрегаты "Генерал Адмирал" , "Герцог Эдинбургский" Броненосная эскадра I отряд — брон. лодки (мониторы) «Смерч», «Перун», «Вещун», «Ураган», «Латник», «Единорог», «Броненосец». II отряд - брон. лодки (мониторы) Чародейка Русалка Колдун Лава Стрелец Тифон Шхерный отряд мореходные канонерские лодки Бурун . Буря . Вихрь. Град . Гремящий Гроза . Грозящий . Дождь . Ерш . Мина. Снег Туча Учебный артиллерийский отряд броненоснвя батарея Не тронь меня Первенец Кремль Минная дивизия - 82 миноноски типа «Ярроу, имеют по одному торпедному аппарату Уайтхеда клиперы "Крейсер","Джигит", "Стрелок","Вестник","Пластун" Крейсер «Забияка» 1878 г верфь Крампа водоизмещение 1236 т. Размерения 67,4x9.1x4.4 м Воружение - 2 - 152/28, 4 - 107 мм, 4 - 25 мм, 1 - 3 фн. г., 1 ТА Механизмы - машина компаунд - 1557 и.л.с., 2 дв. котла, 1 винт Скорость 15.5 узла Дальность плавания 6000 миль. Экипаж 16 офицеров и 135 матросов полуброненосный фрегат "Вл. Мономах" Крейсер «Африка» (Saratoga) ,верфь Джон Роч и сын в мае 1877 г водоизмещение – 2900, размерения 86,62х11,6 х 5,2 м Механизмы – машина компаунд - 1500 и.л.с., 4 котла, 1 винт Скорость хода под парами - 13 узлов Дальность плавания 9350 миль Вооружение - пять 152-мм, четыре 107-мм пушки, четыре 25,4-мм картечницы Пальмкранца, впереди заднего мостика два минных аппарата Уайтхеда . Экипаж: 12 офицеров и 148 матросо Крейсер «Азия» (Columbus), верфь Крампа в сентябре 1873 г. водоизмещение 2500 т. размерения 82,35 x10.7x4.8 м Вооружение - 3 - 152 мм, 5 - 107 мм, 4 - 25.4 мм картечниц Пальмкранца, 2 - 44.5 мм орудий Энгстрема, минный аппарат Уайтхеда Механизмы – машина компаунд - 1200 и.л.с., 4 котла, 1 винт Скорость хода под парами – 12,75 узлов Полный запас угля 760 т , с суточным расходом 20 т полным ходом Дальность плавания 9600 миль. Экипаж: 11 офицеров и 207 матросов

von Echenbach: Вследствиие разрыва дипломатических отношений и угрозы интересам великобритании полагаем считать Англию в состоянии военных действий супротивъ России...

Dampir: о. Вормси, бухта Свилби - Практическая эскадра. - 1-3 отряды миноносок -45 ед. 3 клипера - служба дозора Поркалауд - Броненосная эскадра. - 4, 5 отряды миноносок -30 ед. 1 клипер- служба дозора о. Оланд, абоские шхеры - Шхерный отряд. - 6 отряд миноносок -7 ед. 1 клипер- служба дозора Кронштадт - Учебный артиллерийский отряд. Копенгаген - полуброненосный фрегат "Вл. Мономах", крейсер «Забияка» Туманной ночью без огней покинули Копенгаген. Бордо – ВсКр « Шато Икем». Покинул территориальные воды Франции курсом на юго-запад. До границы территориальных вод сопровождался фр. военными кораблями

Dampir: На момент разрыва отношений корабли имеют следующую дислокацию «Россия» - атолл Диего-Гарсия.архипелаг Чагос Находиться двойной экипаж. Второй комплект 107 мм и мелких орудий Нормальный запас угля 700 тонн, дальность плавания 4700 миль, экипаж 110 человек «Петербург - Дар–эс-Салам. Крейсер «Азия» - о. Реюньон Крюйт-камеры и бомбовые погреба вмещают по 250 зарядов и снарядов на каждое орудие, провизионные кладовые и брод-камеры — шестимесячный запас провизии Груз - уголь, маш.масло , продовольствие, питьевая вода, котельная вода, снаряжение " Кострома"- на подходах к о. Бинджай (Китайское море). Крейсер «Африка» - Батавия. Крюйт-камеры и бомбовые погреба вмещают по 250 зарядов и снарядов на каждое орудие, провизионные кладовые и брод-камеры — шестимесячный запас провизии Груз - уголь, маш.масло , продовольствие, питьевая вода, котельная вода, снаряжение «Н.Новгород» официально объявлен пропавшим без вести Перекрашен, сменил название, теперь Steamship NZ Shipping Company RUAPEHU in 4,200 tons - у о. Бинджай (Китайское море). Палубный груз миноноски «Подорожник» и «Чижик» Нормальный запас угля 750 тонн Нормальный запас - то, что в бункерах Загрузка «Н.Новгород» - 80% из-за палубного груза Экономическая скорость -10 узлов Груз добровольцев Уголь 800 т Маш.масло 20 т Продов. 25т Пит. воды 30 т Кот.воды 84 т Снаряж. 496т Итого 1455т Сибирская флотилия состоит из канонерских лодок «Морж», «Соболь», «Горностай», «Нерпа», транспортов «Манджур», «Японец» винтовых шхун «Восток», «Алеут», «Фарватер», «Ермак» , «Тунгус» и отряда миноносок.- 6 штук, клипер "Опричник" в Китае, стационер в Чифу клипер "Наездник" во Владивостоке, в составе флотилии контр-адмирала Н.В.Копытова, клипер "Разбойник" - Гавайи с дипломатической миссией - вручение королю Гавайских островов письма от Российского императора и знаков ордена Св. Александра Невского.

Dampir: Эскадра Дальнего Востока под командой. Курбэ собралась у Фучау в следующем составе: 4 броненосных крейсера (12 орудий), 5 крейсеров I ранга (15 орудий), 7 крейсеров II и III ранга (6-8 орудий), 5 канонерок (3-4 орудия) и 3 больших транспорта (2 орудия).

von Echenbach: Принято. Завтра можно обмениваться ходами.

Dampir: что по поводу минных заграждений - ставим не ставим как много и как быстро если ставим до какой глубины определяем постановки ,береговые батареи что делаем с ними если только море тогда нужно определиться сразу

von Echenbach: Как предложения. Корректируются. МЗ - только у своих портов-крепостей. Помтановка 10 штук - 2 часа, глубина - не более 30-50м, Т.е. - 1-2 мили от берега. В одном минноп поле: до 5 линий, 10-100 мин. Интервал линий - 1 каб, интервал мин - 0.25 каб. !/5 запаса - гальванические, прочие - гальваноударные. Крепостные мЗ с зарядом - 3 пуда, Корабельные - 1,5 пуда. ВВ (порох). В месяц выбывает 10% выставленных мин. Производство в мес.: крепостных мин -- А - 300 ед. Р - 50. Запас: А - 600, Р - 400. корабельных -- А - 200 ед. Р - 100. Запас: А - 400, Р - 200. Траление: до 200т пара - 10 миль/2 часа с риском 0,2 шириной 0.5 каб. до 600т пара - 10 миль/2 часа с риском 0,4 шириной 1 каб. Вероятность подрыва на "стандартной линии": 0,65.

von Echenbach: Сигнал флагмана; "Всем приступить к борьбе с блинами и сопутствующим веществам!"

von Echenbach: Английский флот поднял Андреевские флаги и возвратился в порты Англии. Реальная история и события настоящего побуждают на время отложить АИ.

Dampir: Ще не вмерла України і слава, і воля. Ще нам, браття українці, усміхнеться доля. http://www.pravda.com.ua/rus/photo-video/2014/03/4/7017531/

von Echenbach: Пропаганду и всякие журнализдзкие изыски лучше бы на форум не тащить. ... Но чем Мазепа злей, Чем сердце в нём хитрей и ложней, ... Мораторий на политику! Есть полит. форумы.



полная версия страницы