Форум » форумные игры » Анти- Катаока » Ответить

Анти- Катаока

von Echenbach: Факты - документы-донесения http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=244284#p244284 Показания Мичмана Щербачева 4-го. [more]Около 5 час. утра 14 мая 2 Тихоокеанская эскадра, под флагом вице-адмирала Рожественского, вступила в Цусимский пролив. Погода была туманная. Густая мгла покрывала горизонт и уменьшала его видимость до 4 миль. Линия горизонта была очень неясной. Ветер был SW 3 — 4, волнение около 3—4 баллов. Волна была короткая и частая. Эскадра шла двумя колоннами: правую колонну составляли I и II броненосные отряды, левую III броненосный и крейсерский отряды. Разведочный отряд шел кабельтовах в 15 впереди эскадры. «Жемчуг» и «Изумруд» — кабельтовах в 15 справа и слева, снаружи колонны. Транспорты шли между колоннами. Плавучие госпитали шли позади кабельтовах в 80, на наружных раковины хвостовых судов. Миноносцы держались у флагманских судов. Расстояние между колоннами было около 8 кабельтовов. Эскадренный ход был 9 узлов. Около 5 час. утра справа из мглы показался коммерческий пароход, шедший на сближение, догоняя эскадру. Подойдя кабельтовов на 40, он лег. на параллельный нам курс, но через несколько минут повернул вправо и скрылся во мгле. Флага его разобрать не могли. Ход его был около 10 узлов. На лентах беспроволочного телеграфа еще с предыдущего дня продолжали получаться радиотелеграммы неприятеля. Мы не мешали, т. к. на это не было приказания адмирала. В радиотелеграммах можно было часто встретить отдельные недлинные сочетания — вероятно позывные неприятельских судов. Телеграммы эти начали получаться еще накануне около полдня и тогда еще адмирал известил сигналом эскадру, что неприятель нас заметил и что по различным позывным он определяет число переговаривающихся неприятельских разведчиков в 7 судов. Вечером же 13-го, около 6 час. на моей вахте адмирал поднял ряд сигналов: «ожидать ночью повторных минных атак», «быть в полной готовности к бою». «к рассвету 14-го иметь пары во всех котлах для полного хода», «с 8 час. 14-го поднять стеньговые флаги». Ночь прошла спокойно. Вся прислуга и офицеры спали у своих мест по расписанию: «отражение минной атаки», кроме того 1/3 офицеров и 1/6 команды наблюдали за горизонтом посменно. Около 6 час. 40 мин. 14 мая справа позади траверза из мглы вырисовался силуэт неприятельского крейсера «Идзуми». Он шел параллельным нам курсом. Расстояние, смеренное до него дальномером Барра и Струда, колебалось от 55 до 65 кабельтовов. Он догонял нас, то немного приближаясь, то снова удаляясь. Около 7 час. по приказанию адмирала, все из правой колонны стали наводить орудия правого борта и 12" кормовые башни в «Идзуми». Я, как командир 12" кормовой башни на броненосце «Орел», находился в башне. «Идзуми» то вырисовывался из мглы, то снова исчезал. На ленте беспроволочного телеграфа стали получаться длинные телеграммы. Вероятно «Идзуми» сообщал своим главным силам, что увидел нашу эскадру. Около 8 час. утра адмирал сигналом приказал разведочному отряду вступить в тыл эскадры, что и было исполнено: «Светлана» — в кильватер транспортам, «Урал» — справа, а «Алмаз» — слева нее. На просьбу «Урала» помешать своим аппаратом переговорам неприятеля, адмирал ответил: «не мешать». Строй эскадры тот же, что и в 5 час. утра, только разведочный отряд идет в тылу эскадры и транспорты отстали, так что головной, «Анадырь», идет на траверзе «Орла». В 9 час. 45 мин. слева из мглы на норд-вест показались неприятельские суда: «Матсушима», «Итсукушима», «Хашидате», «Чин-Иен». Они шли на сближение контр-курсами. Адмирал сигналом приказал «правой колонне иметь 11 узлов ходу». Левая колонна и транспорты продолжали идти 9 узловым ходом. В 10 час. 00 мин. неприятельские крейсера последовательно поворачиваются влево (на нас) и ложатся на параллельный, немного расходящийся курс и начинают обгонять нас. Расстояние до них около 70 кабельтовов. У нас пробили боевую тревогу и орудия левого борта и 12" носовые башни стали наводить на них, когда их силуэты вырисовались из мглы. Около 10 час. 50 мин. сигнал адмирала: «С «Суворова» будет сделан выстрел из 12" орудия по «Идзуш». В 10 час. 50 мин. на «Орле» был дан 1 вахте обед и вино. Обедать приказано на своих местах но боевому расписанию. В каждой башне по одному орудию продолжают наводить в неприятеля. Вооружили помпы и стали скатывать палубу, чтобы предохранить ее от пожаров. В это время (10 час. 50 мин.) слева позади траверза, кабельтовах в 70 из мглы показались неприятельские крейсера по типу схожие с «Касаги», «Читозе», «Нитака» и «Цусима»; они шли на сближение, догоняя эскадру. 11 час. 10 мин. Правая колонна, по сигналу адмирала, повернула на 2 румба влево, чтобы выстроиться впереди левой колонны, в одну линию с ней. В это время «Матсушима», «Итсукушима», «Хашидате» и «Чин-иен» были едва видны во игле впереди левого траверза, кабельтовах в 80. «Жемчуг», «Изумруд» и отделение миноносцев стали переходить на правую сторону I броненосного отряда, а II отделение миноносцев выстроилось справа от транспортов. В 11 час. 15 мин. из левой средней 6" башни броненосца «Орел» был произведен нечаянный выстрел по «Касаги», бывшему румба на 3 позади траверза, кабельтовах в 40. «Ослябя» и суда левой колонны тоже открыли огонь. С «Орла» больше выстрелов не было. Неприятель стал отвечать. Перестрелка длилась около 8 минут. С нашей стороны попаданий я не видел, хотя снаряды ложились довольно хорошо. Неприятельские снаряды ложились недолетами и перелетами. Попаданий в нас не было. Около 11 час. 25 мин. снаряды с пристрелявшегося отряда Небогатова стали ложиться очень близко и неприятельские крейсера, повернув вдруг влево на 8 румб., отошли на 60 кабельтовов и снова выстроились в одной кильватерной колонне на параллельном нам курсе. С нашей стороны огонь был прекращен по сигналу адмирала: «Не бросать даром снарядов». На «Орле» пробили отбой и команда продолжала обедать. Приказано было в отдых спать на своих местах по боевому расписанию. В 11 час. 80 мин. Правая колонна по сигналу адмирала стала поворачивать последовательно на 2 румба вправо, вступая таким образом в голову левой колонны. В 11 час. 30 мин. неприятельские крейсера «Матсушима», «Итсукушима», «Хашидате» и «Чин-иен» повернули влево и скрылись во мгле. Неприятельский крейсер «Идзуми» скрылся еще около 11 час., повернув вправо. В 11 час. 30 мин. строй следующий: I, II, III и крейсерский отряды — в одной кильватерной колонне. «Жемчуг», «Изумруд» и I отделение миноносцев — справа от I броненосного отряда, транспорты справа от крейсерского отряда; справа от транспортов — II отделение миноносцев. Разведчики сзади эскадры, госпитальные суда — в 30 кабельтовах на раковине хвостовых судов. 11 час. 35 мин. — Сигнал адмирала: «Иметь 8 узлов ходу». 12 час. 00 мин. — По сигналу адмирала изменили курс и легли на норд-ост 23°. 12 час. 10 мин. — Отряд Дэва («Касаги», «Читозе», «Нитака», «Цусима») переходит впереди эскадры на правую сторону. Увеличили ход до 9 узлов. В полдень я вступил на вахту вахтенным офицером. Управление шло из боевой рубки. Рулевой валик в ходовую рубку был разобщен, чтобы в случае попадания снаряда в ходовую рубку, не прекратилось бы управление кораблем из боевой рубки. 12 час. 20 мин. — Сигнал адмирала: «I и II броненосным отрядам повернуть последовательно на 8 румбов вправо. Иметь 11 узлов ходу». Первый броненосный отряд, следуя, движению флагманского корабля «Князь Суворов», стал последовательно поворачивать на 8 румбов вправо. 12 час. 25 мин. — Сигнал адмирала: «II броненосн. отряду отменительный». 12 час. 30 мин. — Сигнал адмирала: «I броненосному отряду повернуть последовательно на 8 румб. влево. (Я настаиваю на «последовательно», т. к. мне еще в плену в Японии пришлось слышать от офицеров штаба адмирала Рожественского, что сигнал был: «повернуть всем вдруг на 8 R». Между тем сигнал был именно «последовательно», я это помню хорошо и вот почему: когда сигнал был поднят, то старший штурман, лейтенант Саткевич, разобрав его, доложил командиру. «Александр III» в это время уже катился в кильватер «Суворову», «Бородино» же, положив руля, сразу покатился влево, как при сигнале «вдруг». Видя это, командир крикнул лейтенанту Саткевичу: «Вы ошиблись. Сигнал повернуть вдруг. Лейтенант Славинский, проверьте». Лейтенант Славинский (вахтенный начальник), посмотрев в сигнальную книгу, которую я открыл, сказал командиру: «Никак нет, повернуть последовтельно, «Бородино» путает». Я тоже посмотрел в книгу и прочел вслух: повернуть последовательно на … румб. влево. В это время «Бородино», оправившись, уже вступал в кильватер «Александру». Вся эта заминка продолжалась не более минуты, но то, что сигнал был «последовательно», я помню хорошо). Около 12 час. 40 мин. — I броненосный отряд выстроился отдельной кильватерной колонной, в расстоянии 15 — 20 кабельтовов от левой колонны и лег на прежний курс NO 23°. «Жемчуг», «Изумруд» и I отделение миноносцев, следуя движению I броненосного отряда, тоже повернули вправо и расположились в 4 кабельтовах от I броненосного отряда на правой стороне. Около 12 час. 30 мин. — Парусная джонка, шедшая на S, пересекла курс левой колонны в нескольких кабельтовах под носом «Осляби». Последний, по-видимому опасаясь, что с джонки могут быть подброшены плавучие мины, обошел это место, где джонка пересекла его курс, выйдя влево, и снова лег на прежний курс. Вся левая колонна последовала движению «Осляби». 12 час. 00 мин. — Крейсера Дэва выстроились справа по курсу эскадры в строй фронта и вскоре скрылись во мгле. 1 час 35 мин. — На «Орле» будили команду, дали чай. Погода несколько разъяснилась, временами проглядывало солнце, но густая мгла продолжала покрывать горизонт, временами сгущаясь. Ветер — неровный SW и доходит до 4 баллов. Наши четыре броненосца типа «Бородино» качки почти не испытывают. Остальные суда качает, особенно миноносцы. Последние иногда зарываются в волну. Неприятельские разведчики скрылись; телеграфирование прекратилось. Очевидно, что с минуты на минуту надо ждать появления главных сил неприятеля. На всех судах орудия наведены в горизонт. Офицеры и сигнальщики стоят с биноклями и трубами. В 1 час 15 мин. — сигнал с «Сисоя Великого»: «Вижу на норд шесть кораблей». 1 час 20 мин. — Сигнал адмирала: «Иметь 9 узлов ходу». В это время «Орел» пришел на траверз «Осляби». Расстояние между ними около 15 кабельтовов. От 1 часу 30 мин. — из мглы справа по носу сразу вырисовываются силуэты неприятельских броненосцев. Головным идет «Миказа», за ним «Фуджи», «Шикишима», «Асахи», броненосные крейсера: «Касуга», «Ниссин». Они идут в одной кильватерной колонне, собираясь резать нам нос справа налево. Расстояние до них больше 70 кабельтовов; можно различить их стеньговые и гафельные флаги. Адмирал поднимает сигнал: «Иметь 11 узлов ходу» и передает семафором по линии: «68 оборотов». На «Орле» бьют боевую тревогу. Слышна тревога и с «Бородина». I броненосный отряд, следуя движению флагманского корабля «Князь Суворов», начинает поворачиваться влево, чтобы выстроиться в одну кильватерную колонну с II и III броненосными отрядами. За неприятельскими броненосцами, в кильватер им, показываются броненосные крейсера: «Ивате», «Идзумо», «Токива», «Асама», «Якумо» и «Адзумо»; они тоже идут в кильватерной колонне, за ними, но дальше от нас, неясно видны силуэты неприятельских легких крейсеров; их много, но из мглы показываются все новые и новые; старшина сигнальщик считает вслух: «двенадцать, тринадцать, четырнадцать, ...» Неприятель переходит на нашу левую сторону и ложится на контр-курс. Выбегаю из боевой рубки к себе в башню. Старшина продолжает считать: «восемнадцать, девятнадцать ...». По шканцам несется прислуга в свои башни. Бежит старший офицер, старший артиллерист. Трюмные открывают рожки пожарных труб на верхней палубе. У всех лица озабоченные, радостные. Кругом, на бегу, спрашивают: «Сколько их?» — я отвечаю: «девятнадцать!» — слышны возгласы— «Ага, ну значит настоящее», «Здорово», «Будет потеха!». Я вскакиваю в башню, закрывая броневую дверь; вся прислуга на местах; циферблаты боевых указателей еще ничего не показывают. Я приказываю перевести свою 12" башню на левый борт, т. к. бой начнется оттуда. Мы приближаемся к «Ослябя», который уменьшил ход, чтобы пропустить нас; на нем подняты шары на «малый ход». Не помню точно на «малый ход» или на «стоп». Что шары были — это верно. Весь левый борт у него в огне; он уже начал бой. Неприятель отвечает. Вокруг него поднимаются не всплески, а громадные, черные столбы воды и дыма: неприятельские снаряды рвутся об воду. Мы описываем циркуляцию и я вижу неприятеля. Броненосцы его последовательно поворачивают влево (на нас) и, следуя в кильватер «Миказе», выстраиваются в одну колонну, ложась на параллельный нам курс. Я смотрю на часы: 1 час 50 мин. (за особую точность часов не ручаюсь, т. к. я свои поставил приблизительно по судовым). На циферблате стрелка начинает двигаться и показывает: «пристрелка». Впереди слышны выстрелы: наш отряд вступает в бой. Вот и у нас начинается стрельба из левой носовой 6" башни. Потом на циферблате стрелки показывают: «34 кабельтова, поправки целика — 7». Броненосцы неприятеля начинают обгонять нас. Сперва «Миказа», а потом «Фуджи», «Шикишима» и остальные выходят из угла обстрела моей башни. Весь огонь неприятеля сосредоточен пока на «Ослябе». У него сбит гафель. Кормовой флаг поднимается на левом ноке грота-рея. Снаряд разрывается о грот-стеньгу и она, переломившись у марса, падает на левый борт. Неприятель особенно обстреливает нос «Ослябя». Сперва недолет около 1 кабельтова, потом перелет около 1 кабельтова, при чем столб воды при разрыве снаряда об воду подымается куда выше полубака «Ослябя». На сером фоне горизонта такой черный столб должен быть хорошо виден. Потом, через четверть минуты — попадание. Снаряд рвется о легкий борт в скуле «Осляби» ярким огнем и густым кольцом черного дыма. Затем видно, как борт неприятельских; судов весь вспыхивает и полубак «Огляби» окутывается огнем и клубами желто-бурого и черного дыма. Через минуту дым рассеивается и в борту видны громадные пробоины. И снова перелет, недолет и залп. Через какие-нибудь 10 — 15 минут после начала боя, у «Осляби» нс было грот-стеньги; трубы были изрешечены осколками, так что казались нс желтыми, а черными. Ходовой мостик над боевой рубкой обит подобно крыльям опущенного семафора. Койки, которыми он был увешен, горели. В носу зияло не меньше 10 — 15 громадных пробоин. Палуба тоже в нескольких местах была пробита. Крупный снаряд попал в крышу 10" носовой башни и, пробив ее, разорвался внутри. Все три колпака на крыше были вырваны и выкинуты. Через их отверстия в крыше шел густой бурый дым. Башня замолчала. Замолчали и оба 6"орудия левого носового каземата. Огонь «Ослябя» стихал. Он крепился на левый борт и садился носом. В это время (около 2 час. 00 мин.) неприятельская колонна сильно обогнала нас, продолжая идти параллельным курсом. На траверзе «Орла» шел японский броненосный крейсер типа «Иватэ». На циферблатах показано было «групповый огонь» и я вступил под начальство командира 4 группы, 3 артиллерийского офицера, лейтенанта Рюмина, находившегося в 6" левой кормовой пристрелочной башне. Он мне дал расстояние и поправку целика и я открыл огонь фугасными по крейсеру типа «Иватэ»; по нему стреляла вся 4 группа и 75 мм. артиллерия. 2 группа продолжала действовать по «Миказе», который, сильно обогнав нас, был почти на нашу левую скулу. Хотя расстояние до «Иватэ», было от 32 до 36 кабельтовов, но стрелять по нему было очень трудно; все суда неприятеля были сплошь окрашены серовато-оливковым цветом, совершенно сливавшимся с фоном туманного и мглистого горизонта и дымом, стлавшимся по морю. Кроме того дым из дымовых труб наших кораблей, а также от вспыхивающих на передних мателотах пожаров, заволакивал прицелы и коптил стекла. Наши же суда, выкрашенные в черный цвет с ярко-желтыми трубами, окаймленными черными полосами, должны были очень хорошо проектироваться на сером фоне неба. Первое время боя циферблаты показывали очень верно — но расстояния стали получаться реже, приходилось самому давать вероятный целик. Около 2 час. 20 мин. «Ослябя», с совершенно развороченным носом, избитым левым бортом, изрешеченными трубами, пожарами в рострах и на переднем мостике, с почти замолчавшей артиллерией, осыпаемый неприятельскими снарядами, наседая на нас, стал выходить из строя вправо. Крен по нем был до 12° — 15° на левый борт и носом он сел на клюзы, обнажив подводную часть кормы, так что с носу была видна палуба полуюта через ростры. Почти одновременно с «Ослябя», «Бородино» тоже вышел из строя вправо, на наш правый траверз. Таким образом «Ослябя», «Бородино» и «Орел» почти состворились. Неприятель сосредоточил страшный огонь на этих трех судах, при чем перелеты по «Орлу» попадали или в «Ослябя» или в «Бородино». Мы отвечали всем левым бортом. «Бородино» стрелял из своей кормовой 12" башни через ют «Орла». Я слышал свист его снарядов. «Бородино», оправившись, снова вступил в строй, — «Ослябя» же я больше не видел. Весь огонь неприятельских крейсеров, сосредоточенный до тех пор па «Ослябя», теперь перенесен 6ыл на «Орел»; столбы воды от недолетов, обрушиваясь на ют и крышу башни, заливали прицелы и мешали стрелять. Снаряды стали рваться где-то вблизи не переставая. Крыша башни и мой колпак звенели от сыпавшихся откуда-то осколков, обломков, кусков железа, щепок, исковерканных поручней; с задних мостиков сыпались обгорелые лохматые куски линолеума, летели обрывки фалов, какие-то тряпки. Броненосец трясся и вздрагивал. По переговорной трубе снизу мне передали: «не стрелять по судну справа, это «Суворов». Я оглянулся; по правому борту, кабельтовах в 10 шел контр-курсом «Суворов»; вся его средняя часть над коечными сетками была в огне; дым стлался за ним; крыши кормовой 12" башни не было; оттуда шел бурый дым. Трубы его стояли, но задняя сильно наклонилась назад.[/more] Показания лейтенанта Славинского [more]14 мая. Около 7 час. утра вестовой разбудил меня, доложив, что появился неприятельский разведчик. Я тотчас же вышел наверх. Погода была пасмурная, носился туман, холодно, состояние моря 4 балла. Справа, немного позади _|_ заметил я кабельтовах в 50 силуэт крейсера, похожий на «Идзуми». Он шел одним курсом с нами и по временам скрывался в тумане. Около 8 час. утра семафором по линии передано с «Суворова»: «Адмирал намерен произвести выстрел из кормовой 12" башни по неприятельскому разведчику, прочим судам не стрелять». Наши орудия были заряжены фугасными снарядами. Артиллерия правого борта занималась наводкой по «Идзуми». В 8 час. утра разведочный отряд: «Светлана»; «.Урал», «Алмаз» — был послан в арьергард. Около половины девятого утра «Урал» сигналом просил разрешения адмирала помешать телеграфировать японским разведчикам, но на «Суворове» было поднято в ответ: «не мешать». Около 9½ час. утра слева почти по _|_ из мглы показались силуэты 4 судов, идущих одним курсом с нами. По-видимому это были: «Итсакушима», «Матсушима», «Хашидате» и «Чин-Иен». По сигналу с «Суворова» — I и II броненосные отряды увеличили ход до 11 узлов и стали обгонять остальные суда эскадры, продолжавшие идти прежним 9 узловым ходом. Показавшиеся слева японские старые крейсера вскоре скрылись за мглой совершенно, а позади нашего _|_ опять таки слева, но значительно ближе их, покачался отряд крейсеров: «Читозе», «Касаги», «Нитака», «Цусима». Он шел большим ходом и быстро догонял нас. У нас пробили боевую тревогу. Справа, по курсу эскадры, показался пароход. «Жемчуг» вышел к нему навстречу и отогнал прочь холостым выстрелом. Возвращаясь в строй, он поднял сигнал: «пароход японский». 10 час. 30 мин. командир приказал дать команде обедать у орудий. 11 час. по сигналу с «Суворова» I и II броненосные отряды повернули на 2 румба влево. Около 11 час. 15 мин. произошел нечаянный выстрел из левой средней 6" башни. Комендор наводил орудие на японский крейсер «Читозе» и нажал спусковой механизм, забыв, что он стоит на «товсь». Больше от нас выстрелов но было, но шедшие за нами суда открыли тотчас же огонь по крейсерам. Особенную интенсивность огня развили броненосцы береговой обороны. Неприятельские крейсера стали отвечать, но тотчас же повернули вдруг влево и скоро скрылись в тумане. Перестрелка продолжалась всего 8 — 10 мин. С «Суворова» был поднят сигнал: «не бросать даром снаряды». В 11 час. 30 мин. с «Суворова» сигнал: «Иметь 8 узлов ходу». «I и II броненосным отрядам повернуть на 2 румба вправо всем вдруг». Эскадра выстроилась в одну кильватерную колонну, имея транспорты сзади, а «Жемчуг», «Изумруд» и миноносцы справа. Пробили отбой и команде разрешили спать у орудий. В 12 час. показан курс NO 23°. Я вступил на вахту, имея вахтенным офицером мичмана Щербачева. 12 час. 20 мин. с «Суворова» сигнал: «I и II броненосным отрядам иметь 11 узлов ходу, повернуть последовательно на 8 румбов вправо». Минут через 5 с «Суворова»: «II броненосному отряду (Ф) курс NO 23°». Как только I броненосный отряд повернул последовательно на 8 румбов вправо, с «Суворова» сигнал: «I броненосному отряду повернуть последовательно на 8 румбов влево». В виду того, что сознавая силу нашего носового огня, командир предполагал, что адмирал хочет построить строй фронта, он этому сигналу но поверил. Тогда я лично разобрал флаги, посмотрел в книге и доложил командиру, что сигнал разобран правильно. Кроме мичмана Щербачева, тот же сигнал разбирали старший штурман и сигнальный старшина, доложившие тоже самое. В разборе сигнала ошибки быть не могло. Между тем «Бородино» по спуске сигнала сразу кинулся влево, положив руля на борт, но потом отвел и делал построение последовательно. В 12 час. 45 мин. эскадра очутилась в строе двух кильватерных колонн, причем «Орел» находился на _|_ «Ослябя» в 14 кабельтовах. По сигналу адмирала эскадренный ход 9 узлов, В это время курс эскадры слева перерезали 2 парусных джонки, прошедших под носом «Ослябя» и затем у нас под кормой. «Ослябя» положил рули, склонился влево и обошел то место, но которому прошли джонки курс эскадры, опасаясь очевидно плавучих мин, а затем лег на старый курс. Его примеру последовала вся левая колонна. 1 час разбудили команду, дали чай. 1 час 15 мин. С «Сисоя» сигнал: Вижу на N 6 кораблей. 1 час 25 мин. из мглы справа по носу вырисовались силуэты главных сил неприятеля, шедших в кильватерной колонне на пересечку нашего курса большим ходом. Головным шел «Миказа», за ним я увидел «Шикишима», «Асахи», «Фуджи», и далее бронированные и бронепалубные крейсера — всего я насчитал 19 больших судов. На «Суворове» сигнал: «I броненосному отряду иметь ходу 11 узлов» и передано семафором по линии: «иметь 68 оборотов». I броненосный отряд повернул вдруг на 4 румба влево и пошел ко второму отряду, чтобы занять место в голове кильватерной колонны.[/more] Донесение Флагманского Минного Офицера Лейтенанта Леонтьева 1. [more]12 мая 1905 года. В течение дня станцией телеграфирования без проводов броненосца «Князь Суворов» был принят ряд отрывков телеграмм, посылавшихся японскими станциями. Кораблям эскадры было воспрещено сноситься но телеграфу без проводов и приказано неотступно следить за получающимися телеграммами. Усилившиеся к вечеру атмосферные разряды не давали возможности разбирать телеграфные знаки. 13 мая. Ночью никаких телеграмм получено не было. 5 час. 30 мин. утра. Начали получаться отрывки японских телеграмм. 8 час. 30 мин. утра. Стали ясно получаться вызовы одной из японских телеграфных станций, но ответов не было. Ясно телеграммы можно было разбирать только при помощи станции Маркони; станция же фирмы Телефункен, системы Слаби-Арко, несмотря на изменения настройки по давала возможности полностью разбирать знаки, посылаемые японскими станциями. 9 час. 30 мин. утра. Вызывавшая японская станция была услышана и получила ответ, который сразу ею не был разобран, но после пятикратного повторения той же телеграммы, станции начали понимать друг-друга. По позывным, которые делались в начале и конце телеграмм, можно было заключить, что переговариваются между собою семь телеграфных станций. Первые телеграммы были не шифрованные и, согласно объяснения капитана 2 ранга Семенова, имели смысл требования повторить предыдущее действие или телеграмму. Дальнейшие телеграммы были также переданы капитану 2 ранга Семенову для перевода. Около 10 час. утра. Одно из телеграфировавших японских судов, видимо, сравнительно приблизилось к нашей эскадре, так как его телеграммы стали получаться ясно даже и на аппарате Слаби-Арко. Вскоре после этого переговоры японцев начались условными сочетаниями и понять их смысл уже не представлялось возможным. В 10 час. утра. Все запасные приборы телеграфирования были убраны вниз за броню и на станции оставлены только необходимые. Переговоры японцев по телеграфу продолжались весь день и прекратились только около часу ночи. В течение дня с судов эскадры сообщали семафорами о получении японских телеграфных знаков. 14 мая в 5 час. утра. Начались снова переговоры японских судов по беспроволочному телеграфу. В 7 час. утра. Мне было доложено. что близ левого траверза на горизонте идет японское военное судно. Это судно, крейсер «Идзуми», то появлялся, то снова скрывался в туманном горизонте. Наша эскадра шла в это время в 2 кильватерных колоннах: в правой — I и II броненосные отряды, в левой — III броненосный и крейсерский отряды. Между II броненосным отрядом и крейсерами шли транспорты: «Анадырь», «Иртыш», «Камчатка» и «Корея», а сзади, в строе клина, шли крейсера «Светлана», «Урал» и «Алмаз». Около 11 час. утра. После обхода и осмотра минной и электротехнической частей броненосца, проходя по заднему продольному мостику, я увидел, что корабли I и II броненосных отрядов находятся впереди эскадры и склоняются влево, чтобы вступить в голову кильватерной колонне III броненосного и крейсерского отрядов. Слева от эскадры было видно несколько японских кораблей. Спустившись вниз и пробыв там с четверть часа, я услыхал выстрелы и сейчас же опять вышел наверх; в это время I и II броненосные отряды вступали в голову кильватера эскадры. Перестрелка происходила с 4 японскими крейсерами, приблизившимися с левой стороны к эскадре; но крейсера стали удаляться и перестрелка прекратилась. После перестрелки, я, со старшим минным офицером броненосца лейтенантом Богдановым, обошел помещения: тюрбин, динамо-машин, перемычек, главной станции, подводных аппаратов и другие, делая распоряжения давать знать о повреждениях, получаемых в бою в боевую рубку и в помещение телеграфа без проводов в батарейной палубе, для дальнейшей передачи из этого последнего пункта мне. 12 час. дня. Эскадра, следуя в одной кильватерной колонне, взяла курс N0 23°. Спустя несколько времени, согласно сигнала, I броненосный отряд стал последовательно поворачивать на 8 румбов вправо; II же броненосный отряд, во исполнение поднятого «отменительного», продолжал идти прежним курсом. Когда I броненосный отряд был в кильватере, то, по спуске сигнала на флагманском броненосце «Князь Суворов», броненосцы: «Князь Суворов», «Бородино» и «Орел» повернули вдруг влево, и броненосец «Князь Суворов» лег на курс параллельно прежнему. Броненосец «Император Александр III» сразу не повернул влево и начал вступать в кильватер броненосца «Князь Суворов»; вслед за ним и броненосцы «Бородино» и «Орел» вступили последовательно в кильватер броненосцу «Император Александр III». После этого перестроения эскадра следовала в 2-х кильватерных колоннах: в правой — I броненосный отряд, а в левой — остальные корабли эскадры. Расстояние между колоннами было около 8 кабельтовов. С левой стороны в тумане на горизонте временами показывались японские военные суда. Около 1 часа 30 мин. дня. Выло сообщено с переднего мостика о появлении по носу главных сил неприятеля. В это время I броненосный отряд, имея больший ход, чем левая колонна, опережали ее и когда опередил, то поворотил последовательно влево и стал вступать в голову общего кильватера. Неприятель, показавшийся спереди из мглы, имел курс приблизительно W, но, затем, будучи впереди нашего левого траверза, стал поворачивать нам на пересечку курса. В это время флагманский броненосец «Князь Суворов», а за ним и остальные корабли эскадры открыли огонь по неприятелю.[/more]

Ответов - 8

von Echenbach: Показание Лейтенанта Овандер Погода эти дни была пасмурная и дождливая, волна была небольшая. Весь день до полуночи шли малым ходом, узлов около 6-ти. Ночь прошла тихо, только в 3-м часу ночи меня разбудили и доложили, что приемный аппарат телеграфа стал работать, но по знакам ничего не разобрать, видимо, японцы телеграфируют или судно другой нации, но только знаки эти не атмосферного явления. Убедившись, что смысла не разобрать, вследствие условности знаков, я приказал сообщить об этом на вахту. 14 Мая в 8 час. утра вступил на вахту, так как, согласно приказа командира по судну, стояли уже несколько дней все офицеры на три вахты. В это время на правом нашем траверзе шел неприятельский разведчик — крейсер «Идзуми», в расстоянии 55 — 60 кабельтовов (крейсер этот шел с 7 час. утра), на него у нас все время была наведена кормовая 12" башня. Погода была солнечная, но горизонт затянут мглой и волна увеличивалась. Ход был с рассветом увеличен до 8-ми узлов. В 9 час. утра, приблизительно, на Норд-Вест 15°, были усмотрены неприятельские суда, которых было 4 или 5. В 9 час. 40 мин. сигнал с эск. брон. «Суворов»: «Тревога». Пробили тревогу и перешли для управления в боевую рубку. Приблизительно, в это время на пересечку курса слева направо шла какая-то лайба и, когда она была довольно близко, к ней подходил «Жемчуг», который, спустя некоторое время, подходил к проходившему пароходу. (10½ час.). Насколько помнится, в это же время с эск. брон. «Суворов» был сигнал: «II и III бронен. отряд, построиться в боевой порядок. I брон. отряд, повернуть последовательно вправо на 8 румб.» Какие были сигналы крейсерам и транспортам, совсем не помню. III бронен. отряд затянул построение, а потому, когда в 11 час. 12 мин. грянул первый выстрел и завязалась перестрелка с неприятельскими крейсерами слева, то расположение наших главных сил было приблизительно следующее: - на рис. http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=244284#p244284 до неприят кораблей, 5 ед. "около 50 каб" I бронен. отряд вправо и впереди от II брон. отряда, причем эск. бронен. «Орел» не успел еще повернуть вправо, а III бронен. отряд влево от II бронен. отряда и эск. бронен. «Николай I», приблизительно, на траверзе эск. бронен. «Ослябя», на расстоянии около 4-х кабельтовов. Насколько у меня осталось в памяти, первый выстрел был с эск. бронен. «Орел», а, затем, подхватил Ш брон. отряд. Неприятель отвечал. Когда началась эта перестрелка, то с эск. бронен. «Суворов» был сигнал: «Не разбрасывать снарядов». Вследствие этого сигнала, с нашей стороны огонь был прекращен, а неприятель, повернув вдруг на 8 румб., влево, скрылся за горизонтом. Расстояние в колоннах у нас между судами было ровно 2 кабельтова. Описанная перестрелка велась около 12 мин. и была в начале 12 часа. После этой перестрелки команда по очереди обедала (по-вахтенно). Около 1 часу дня неприятель показывается с правой стороны, в количестве 17 судов, переходит на левую сторону и делает петлю, в виде французской буквы «L». В это время был сигнал с эск. бронен. «Суворов»: «2 брон. отр. иметь 9 узлов ходу, а 1 брон. отр. 11 узлов». Описание боя старш. артил. офицера, Лейтенанта Гертнер 1-го. Накануне 14 Мая 1905 г. вечером, сигналом с флагманского броненосца «Суворов», было приказано приготовиться к бою. На крейсере «Адмирал Нахимов» в этот день заканчивались работы по установке траверзов, сделанных из коек, командных чемоданов, пропущенных между сетями заграждения, из колосников, перлиней и другого рода троса. Все это на стальном тросе подвешивалось к бимсам. Такого рода защита на другой день оказалась весьма действительной против осколков. Ночь прошла совершенно спокойно, никто не допускал мысли, что завтрашний день окончится трагически. Утром 14 Мая, на туманном горизонте начали показываться неприятельские крейсера, сначала, справа — один, оказавшийся «Идзуми», а, затем, и слева — отряды крейсеров, последние виднелись очень плохо. Крейсер «Идзуми» особенно упорно держался в одном и том же направлении и расстоянии. Часов около 9 утра, сигналом по семафору по линии с флагманского корабля было приказано: «По неприятельскому крейсеру стрелять из 12 дюйм. орудий на расстоянии 70 каб.». На нашем крейсере (Нахимов) порта орудий позволяли стрелять на расстоянии для 6 дюйм. пушек — 47 кабел. и 8 дюйм. — 42 кабел. Тем не менее, чтобы быть наготове, была пробита «дробь тревога», башенным орудиям приказано наводить в крейсер на правом траверзе, от прочих орудий прислуга отпущена. Изображение неприятельского крейсера в дальномере Барра и Струда было весьма неясное, вследствие туманной погоды, расстояние получалось не точное около 70 кабел., менялось оно незначительно. Затем этот крейсер скрылся. Через некоторое время слева показались четыре крейсера, типа «Касаги». В 10 час., по сигналу с «Суворова», команде дали обедать. Скоро крейсера стали заметно приближаться и приблизились до 40 кабел., вследствие чего по ним был открыт огонь с эскадры. 1-й и 2-й отряды почти не стреляли. 3-й же отряд поддерживал довольно частый огонь. Крейсер «Адмирал Нахимов» не стрелял, т. к. на створе с неприятелем приходился 3-й отряд, а в промежутки между кораблями также не удалось стрелять за неимением достаточного времени, чтобы комендорам освоиться с положением неприятельских кораблей, которые иногда и показывались в промежутки 3-го отряда. Короткой тревоги так и не было. 3-й отряд продолжал вести сильный огонь, вследствие чего ему был сделан с «Суворова» сигнал: «снарядов не бросать». Через несколько минут неприятельские крейсера, стреляя, отошли. Попаданий ни с японских судов, ни с наших видно не было. После этого боя был дан обед 2-й вахте. 3-й отряд вступил в кильватер 2-му, таким образом все броненосцы шли в одной кильватерной колонне. Показание Корпуса Инженер-Механиков флота Капитана Родионова 2. Свое показание о Цусимском бое разделяю на три следующие периода: 1) встреча с разведочными неприятельскими отрядами с 6 час. утра до встречи с главными силами в 1 час 20 мин. дня, того же 14 мая, 2) дневной артиллерийский бой, 3) минный бой от 7 час. вечера до рассвета 15 мая. При этом присовокупляю, что так как я не вел ранее записок об этом, то все то, что мною будет ниже изложено, есть, так сказать, восстановление из памяти и посему за абсолютную верность и точность изложенного не ручаюсь. -- С самого раннего утра 14 мая, эскадра наша находилась при входе в восточную часть Корейского пролива, между островами Японии и островом Цусима, – расположение ее было в три кильватерные колонны: первая левая колонна – главные силы, состоящие из трех броненосных отрядов: первый броненосный отряд: «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орел»; второй: «Ослябя», «Сисой Великий», «Наварин» и крейсер I ранга «Адмирал Нахимов», третий: «Император Николай I» «Адмирал Апраксин», «Сенявин», «Адмирал Ушаков». Среднюю, вторую колонну составляли транспорты: «Анадырь», «Камчатка», «Иртыш», «Корея», «Русь» и «Свирь». Впереди транспортов, головным шел крейсер «Алмаз». Правую, третью колонну – составляли крейсера: «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах». По обе стороны средней колонны шли в кильватер по 4 миноносца – один же из них, кто теперь не помню, находился на траверзе адмирала, командующего эскадрою. Спереди эскадры, на видимости глаза, шли в кильватер два разведчика – крейсера «Урал» и «Светлана»; с боков эскадры, тоже на видимости глаза, шли справа – крейсер «Жемчуг», а слева – крейсер «Изумруд». В 7 часу утра 14 мая, показался справа силуэт судна, но, по причине густого тумана, его особенно трудно было разглядеть, хотя он шел с нами параллельным курсом. В 8 часу утра, по сигналу, все главные силы выдвинулись вперед, а крейсера и транспорты, как бы оказались сзади, и точно положение остальных судов, кроме главных сил, не помню. В 9 час. утра справа, вновь показался неприятель, в количестве трех судов, идущих в кильватер и, как мне помнится, тоже параллельным с нами курсом; по ним приказано было вести наводку, но не стрелять. В 11 час. дня, такие же суда показались с левой стороны, но шли они уже, как помнится, контр-курсами с нами и сблизились довольно близко. На них тоже были наведены орудия и, когда они поравнялись с III-м броненосным отрядом, то он открыл по ним огонь — неприятель отвечал, но с обеих сторон стрельба была безрезультатна; после чего неприятель скрылся. Около полдня, первый броненосный отряд склонился вправо и, как видимо было, имел намерение идти строем фронта, но это не вышло и он выстроился в одну кильватерную колонну, идя с остальной эскадрой параллельным курсом, немного впереди. В начале первого часа дня, замечено было впереди всей нашей эскадры, кажется, 4 или 6 судов, идущих фронтом одинаковым с нами курсом, но в 1 час дня они скрылись. В 1 час 20 мин. дня, справа от эскадры точно определились главные силы, идущие полным ходом в одной кильватерной колонне на пересечку нашему курсу; Копия донесения Контр-Адмирала Энквиста о бое в Корейском проливе и о плавании крейсеров на Манилу. I. 14-го Мая на рассвете эскадра шла в походном строе, т. е. в двух кильватерных колоннах, из которых правую составляли I и II броненосные отряды («Суворов», «Александр III», «Бородино», «Орел» и «Ослябя», «Сисой Великий», «Наварин», «Нахимов») левую — III-й броненосный отряд и крейсерский отряд («Николай I», «Апраксин», «Сенявин», «Ушаков», «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской», и «Владимир Мономах»). Впереди эскадры в строе клина находился разведочный отряд («Светлана», «Алмаз», «Урал»). Крейсера «Жемчуг» и «Изумруд» были расположены — первый на правом траверзе «Суворова», второй на левом траверзе «Николая I». Миноносцы были распределены следующим образом: «Бедовый» и «Быстрый» при «Жемчуге», «Буйный» и «Бравый» при «Изумруде», «Блестящий», и «Безупречный» при «Олеге» и «Бодрый», «Грозный» и «Громкий» при транспортах. За колоннами боевых судов, правя между ними, шла кильватерная колонна транспортов («Анадырь», «Иртыш», «Камчатка», «Корея», «Русь» и «Свирь»). За эскадрой в расстоянии 3 — 4 миль справа и слева от нее держались госпитальные суда «Орел» и «Кострома». В предшествовавший бою день 18-го Мая и всю ночь с 13 по 14-е, на эскадре ясно получались телеграфные знаки японских депеш, очевидно шифрованных, так как разобрать их не могли. Утром 14-го, согласно заранее полученному приказанию, разведочный отряд перешел в тыл эскадры и расположился в кильватерной колонне за транспортами. «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» получили приказание в бою охранять транспорты, первый слева, а второй справа. Обстоятельства погоды в этот день были таковы: ясное небо при чрезвычайно туманном горизонте и ветер свежеющий от SSW. Эскадра шла 9-ти узловым ходом на NO 60°, кур-сом ведущим между островами Цусима и Ики. В 6½ час. утра справа от эскадры открылось, идущее параллельным курсом судно, которое по рассмотрению оказалось военным крейсером типа «Идзуми». Судно это продолжало идти рядом с эскадрой, в расстоянии около 60 кабельтовых от нее. В 7 ч. 10 м. с «Суворова» сигналом приказано «Жемчугу» и «Изумруду» быть впереди траверзов на 4 R. В 8 ч. 47 м. на левом траверзе крейсерского отряда открылись силуэты пяти судов, шедших в кильватерной колонне, курсом параллельным курсу эскадры. Суда эти по-видимому были: «Матсушима», «Итцукушима», «Хашидате», «Нанива» и «Такачиха». В 9 час. утра, с «Суворова», сигналом было сделано распоряжение: в случае появления неприятеля с тыла, броненосцам построить фронт вправо и влево, крейсерам и транспортам проходить вперед. Показавшиеся слева неприятельские крейсера держались от эскадры в расстоянии около 60 кабельтовых и обгоняли ее на параллельном курсе. Все это время на станциях беспроволочного телеграфа ясно получались знаки японских депеш. В 9½ час. японские крейсера, обогнав нашу эскадру. скрылись в тумане и в это же время 1 и 2-й броненосные отряды, по сигналу, прибавили ход до 11-ти узлов и на «Суворове» был поднят сигнал: «Тревога». В 10 час. 1 и 2-й броненосные отряды, вышедшие вперед, дали опять эскадренный ход и с «Суворова» был сделан сигнал: «В полдень курс NO 23°». В 10 ч. 20 м. по сигналу с «Суворова» дали команде обедать повахтенно. Около этого же времени с «Олега» увидали слева, сзади траверза силуэты нескольких судов, которые, по рассмотрению, оказались японскими крейсерами: «Читозе», «Касаги», «Нитака». «Цушима». Суда эти догоняли эскадру на несколько сходящемся курсе. В 10 ч. 50 м. 1 и 2-й броненосные отряды, по сигналу с «Суворова», увеличили ход до 11-ти узлов и повернули все вдруг на 2 R влево и через пять минут опять выстроились в кильватер. Между тем, японские крейсера понемногу приближались к эскадре, в то же время обгоняя ее. В 11 ч. 10 м., когда они были на расстоянии около 40 кабельтовых, с броненосца «Адмирал Ушаков» открыли по ним огонь, который был немедленно подхвачен ІІІ-м броненосным и крейсерским отрядами. В 11 ч. 15 м. с «Суворова» последовал сигнал: «Не кидать снаряды». Японские же крейсера немедленно повернули на 8 R влево и в строе фронта, отстреливаясь, стали быстро удаляться. Придя на расстояние 70 — 80 кабельтовых от эскадры, они опять легли на параллельный ей курс и вскоре после этого скрылись. В 11 ч. 30 м. стрельба прекратилась. К этому времени и японский крейсер; державшийся с правой стороны нашей эскадры, скрылся в тумане. В полдень, по сигналу, все броненосцы выстроились в одну кильватерную колонну и стали последовательно ложиться на курс NO 23°. С «Суворова» сигналом объявлен ход — 9 узлов и «Светлане» приказано оберегать транспорты. В 12 ч. 30 м., когда линия броненосцев выстроилась на новом курсе, І-й броненосный отряд, описав коордонат, вышел вперед и вправо. Эскадра продолжала путь таким образом до 1 ч. 30 м. дня, когда повидимому на «Суворове» открыли неприятеля, так как І-й броненосный отряд, повернув влево, пошел на соединение ко 2 и 3-му броненосным отрядам. «Суворов» поднял сигнал: «Крейсера и транспорты держать правее» и в 1 ч. 45 м. на левую крамболу открылся японский броненосный флот, идущий повидимому контр-курсом.

von Echenbach: М.б кто поставит японские данные о маневрировании с 02.00 до 12.00 14/27 мая 1905 г.

von Echenbach: Мейдзи - http://mirknig.com/2010/10/15/opisanie-voennyh-deystviy-na-more-v-37-38gg-meydzi-t1-4.html том 4, стр 76-80. Контакт и движения. Видимость 5-6 миль Можно принять приближение 5 БО и части 6 БО (без Идзуми) с 10 и 15 отр. МН с левого фланга 2 ТОЭ 55-65-70 каб, среднее - 60 ? 3 БО к моменту контакта с замыкающими коряблями 2 ТОЭ в 10.00 (примерно) поддерживал большой ход (? - 19-21 уз) в течение 4-5 часов. 1 БО (Того) увидел 3 БО в 13.15 на NON.


von Echenbach: Предварительные условия, обсуждаются: Погода: дымка, туманность, видимость 4-8 миль, увеличивается с 6.00 до 10.00. Время -? (японское-русское) Ветер - WSW 3-4 балла, большая волна. РЭБ - ? Потенциально возможна методом "забивания частоты". Инициатор - 2 ТОЭ. 3-6 мин (0,5-1 ход) для одного передатчика. Все сообщения кодированы. Дальность эффективных помех - 80 миль, дальность эффективной связи - 40-50 миль. Маневрирование: Японцы - соответствие истории до момента значительного изменения движения 2 ТОЭ: значительное повышение скорости хода; активное сближение, выдвижение отдельных кораблей или отрядов. Русские - а) строй и организация 2 ТОЭ соответствует истории, б) изменена организация эскадры и возможны изменения построения в пределах компактного (исторического) построения. Возможности сторон: Япония - соответствие истории. 5 БО - длительно 11 (10 - ?) уз, кратковеменно (2-3 часа) - 13 (12 - ?) уз. Увеличение хода - по 0,5 уз на 1 ход. 6 БО - длительно 13 уз, кратковременно - 15 уз (форсаж 16 уз 1 час). Увеличение хода - по 1 уз в 1 ход. Могут выполнять сложные перестроения (повороты "вдруг", и более 45 градусов) без нарушения строя - условно в течение 2 часов - 3-4 сложных маневра. Потеря хода при маневрировании - по 1 уз на каждые 15 градусов поворота. Россия - ЭБР т. Суворов: длительно 11 (13 - ?) уз, кратковеменно (4-6 часов) - 15 (14 - ?) уз. Увеличение хода - по 0,5 уз на 1 ход. ЭБР Бородино: длительно 11 (12 - ?) уз, кратковеменно (2-3 часа) - 13 (14 - ?) уз. Форсаж - 15-16 уз 1 час. ЭБР Ослябя: длительно 11 (13 - ?) уз, кратковеменно (4-6 часов) - 15 (16 - ?) уз. Форсаж - 16-17 уз 2 часа. Прочие: длительно - 11 уз, кратковременно - 12-13 уз (2-3 часа). Олег, Аврора, Светлана: длительно 13 уз, кратковременно - 17 уз (4-6 час), форсаж - 19 уз (2 часа). Могут выполнять сложные перестроения (повороты "вдруг", и более 45 градусов) - условно в течение 2 часов - 1-2 сложных маневра без нарушения строя. Потеря хода при маневрировании - по 1 уз на каждые 15 градусов поворота. Артиллерия - соответствие реальным событиям и применявшимся в моделировании программам. Повороты отрядами до 4-х кораблей до 30 градусов последовательно - непосредственно во время очередного хода, для прочих - предварительный подготовительный сигнал за 1 ход до маневра, при отмене - поворот до 15 (30 - ?) градусов возможен. Миноносцы - 20-24 узла, торпеды - действуют на 2 (10% вероятность попадания) - 4 (6%) - 6 (3%) каб.

von Echenbach: Время начала, Дистанции, Скорости начальные, Диспозиция отрядов и кораблей, Пеленги-направления видимости - уточняется Посредником и сообщается соответствующему Участнику. Общедоступные материалы публикуются по мере утраты информативности для Участников.

von Echenbach: Катаока - "неизвестный" японец"? Его характеристики, психологические особенности, влияние и способности не очень широко известны. Можно сказать - остался в тени адмиралов Того, Камимура и Ито. Маневрирование 5 Б и 3 БО, кроме поддержания контакта?? Темы для дискуссий :-) Возможны и конспирологические аспекты. Того - Катаоке: в движении проверить выраженность агрессивности и способности к маневрированию 2 ТОЭ, как индикатор тактических особенностей русских. Дева (3 БО) - после перестрелки Мономаха и Идзуми мог (???) попытаться проверить состояние артиллерийской подготовки русских ГС, в качестве страховки - запас большого хода и относительно большая дистанция.

von Echenbach: Немного о обсуждении Антицусимы ув. С.В. Годыни на "Самлибе", коя и послужима стимулом открытия этой темы: спор ув. автора с ув.yuu2 на цусиме в кунсткамере :-) : О возможности соблюдения условий исторических исходного места и времени контакта поскольку влияние попаданца -ев будет неопределенным, и движение эскадры будет отличаться от реального, в т.ч. и под влиянием "маневров" - но и японская сторона также испытывает флюктуации "попаданческих сил", что и позволяет сохранить время и место контакта с "Синано-мару" и прочими. Если изменение построения не будет выходить за примерную площадь размещения кораблей, то до момента контакта с Идзуми, - и вот мой шаг навстречу идее ув. Автора боя против 3 боевой эскадры - и даже до появления Катаоки, положение японских кораблей не будет значительно отличаться от исторического. Но при всем сказанном, я крайне отрицательно оцениваю предложенную автором модель боя с Катаокой как абсолютно нереальную в завязке маневрирования и "поддаванческую" в пользу Аи-Рожественского. Поскольку я не имею желания общаться на Цусиме при существующих модераторах, то выставляю мои предложения автору здесь.

von Echenbach: Моя оценка ситуации к возможному началу АИ-боя: Идзуми - перестрелка на 40 каб (37 - ? предположительно при погрешностях), Перестрелка 1, 2 (? нет четких указаний на их стрельбу) и 3 русских броненосных отрядов с 3 (ТРЕТЬИМ!) боевым отрядом японцев из состава 1 Эскадры: на 40- (39) каб. Некоторый разброс в 1-3- м.б. и 5 каб возможен, но 5 каб погрешности уже многовато, на мой взгляд - равно как и излагаемое мною является моим, естесственно, мнением. 3 БО (Дева) мог себе позволить за счёт запаса хода немного "пошалить" - хотя тут тоже надо думать о разведке - оценке арт. подготовки русских (как сопутствующая задача).Вторая перестрелка (с 3 БО) произошла позже, чем перестрелка с Идзуми. По завязке моделированиЯ - не вижу оснований для "равнодушно-флегматично-оцепенело" сближения Катаоки с русской эскадрой. Во Всех источниках - видимость не менее 60-70 каб, возможно - 55 минимально и кратковременно - и то лишь - моё предположение. Катаока вовсе не имбецил или олигофрен. Для более детального наблюдения Катаока выдвинул вперед (и возможно ближе к кораблям 2 ТОЭ) 6 ББ (без Идзуми, соответственно). С утра и к полудню видимость имела тенденцию к улучшению, поэтому в моделировании "полосы тумана, приведшие к сближению" не принимаются по причине их кратковременности. В тексте книги Автор имеет право на вымысел и домысел, но - м.б. сражение с умелым и опасным врагом более трагично и славно? Хотя и требует больше времени для размышлений и формулировок от Автора. Несомненно, хочется в двух-трех страницах "размазать гадов", НО - и вновь это "но": реально-то они нас размазали.



полная версия страницы