Форум » форумные игры » Италия - Австрия, 1 Мировая альтернатива (продолжение) » Ответить

Италия - Австрия, 1 Мировая альтернатива (продолжение)

von Echenbach: АИ вариант истории: Анонс "Спасение империи требует создания республики!" - с таким лейтмотивом прозвучало обращение к подданным 1 июля 1914 года эрцгерцога Франца Фердинанда, появившегося на площади в Будапеште после неудавшегося покушения в Сараево. Эрцгерцог получил тяжелое ранение, не угрожавшее, однако, его жизни. Обращение привело к последующему объявлению императором Францем Иосифом о начале двуединого правления с Францем Фердинандом. Я. Гашек уже сможет написать: "убили-то подстрелили-то Фердинанда нашего"- сказал Швейк... Далее было объявлено о создании "Единой республиканской ("семиреспубликанской") Священной империи Центральной Европы. Все эти изменения фактически подводили итог многолетней работе, проводимой Францем Фердинандом. ... После вступления Италии в войну на стороне Антанты в мае 1915 года, в августе последовала стратегическая десантная операция Австро-Венгрии . В районе Римини была высажена Ударная армия, взято побережье Сан-Марино - Комаккьо. Армия продвинулась до Кьеджо (У Венецианского залива), Ровиго, Феррара и Модена с угрозой Падуе, Мантуе и Парме. Передовые отряды на южном фасе заняли перевалы и подходы к Флоренции и ... Итальянский фронт рухнул в течение 3-х недель. Факторами, способствовавшими успехам сухопутных войск были: широкое применение авиации, штурмовых бомбомётов и легких бронированых самоходных устройств-тракторов с бронеавтомобилями. Одновременно королю Италии был предложен договор о мире с весьма мягкими условиями и заманчивыми перспективами сотрудничества. В Адриатике происходили активные морские действия для предотвращения блокады десанта. Значительная часть работы выполнялась подводными лодками, минными заградителями. Активно действовали линейные и лёгкие силы. Наибольший эффект произошел от применения для высадки специальных десантных кораблей. Состав флотов в Антанте - реал. Предложения и замечания - ?

Ответов - 178, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

von Echenbach: Условное моделирование - кубики. :-) Продолжительность десантной операции Антанты, 1 этап - 2 недели. с 4.00. 17 ноября 1914. Погода: 18-20 шторм и волнение в районе Каттаро-Таранто-Мальта-Оран-Гибралтар. Далее, 4 дня - умеренное волнение 2-3 балла, ветер 1-4 балла. Первые результаты: Корфу (частично), Родос и Крит (Малеме) заняты к 4-м суткам. Высажен десант у Александрии, выгружены войска у Тобрука. Неудачная высадка в Валону, Кефалонию и Занте. Корабельные потери и детализация - в обработке.

Инженер Сидоров: Продолжим описание предприятий судостроительной промышленности Российской Империи на начало 1915 года. 6. Северное Адмиралтейство в г. Архангельске - самое молодое предприятие Морского Ведомства. Было открыто в самом конце 1914 года. Из-за изначальных ошибок, заложенных в проект (приоритет отдавался ремонту, а не строительству, также считалось, что Флотилия Северного Ледовитого Океана носит вспомогательный характер и будет в основном состоять из кораблей устаревших типов) его технические возможности оказались невысокими. Зато изначально уделялось много внимания быту рабочих - для них был выстроен целый "рабочий городок", примыкавший к территории Адмиралтейства. Одно-и двухквартирные особняки для специалистов, многоквартирные дома для семейных рабочих и благоустроенные заводские общежития строились в первую очередь. В "рабочем городке" имелись также своя столовая, магазины, механическая прачечная, общеобразовательная и ремесленная школы, собственная больница и то, чего, пожалуй, больше нигде не было - рабочий клуб с синематографом и библиотекой и даже свой собственный храм в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов. Теперь собственно о предприятии. В наличии имелись: - 2 открытых 140-метровых стапеля, пригодных для строительства, разве что второранговых крейсеров водоизмещением не более 5500 тонн - крытый деревянный эллинг на 2 места для строительства 700-тонных миноносцев и подводных лодок - временное деревянное здание корпусно-котельной мастерской с модельной мастерской, чертежной и 70-метровым полунатурным плазом на втором этаже. - механический цех - кузнечный цех - 2 220-метровых сухих судоремонтных дока (находятся в постройке, ввод в эксплуатацию - весна 1915 года - 2 160-метровых сухих дока для крейсеров - поперечный слип с тяговой станцией для подъема на берег кораблей и судов водоизмещением до 2000 тонн - 2 большие котельные (одна при корпусно-котельной мастерской (также обеспечивала паром центральную компрессорную), вторая между механическим и кузнечным цехами) - 2 малые котельные с компрессорными (при слипе (для работы тяговой станции) и при сухих доках) Собственным сталелитейным производством к моменту открытия завод не располагал. Предполагалось получать стальное литьё с заводов Ярославля и Вологды, связанных с Архангельском железной дорогой. Медным и бронзовым литьем завод должны были обеспечивать Котласские паровозоремонтные мастерские. Также завод не располагал собственной электростанцией - большинство станков и механизмов приводилось в действие от паровых машин различной мощности. Для работы электрических механизмов и освещения на завод от городской электростанции было протянуто четыре подземных фидера на общий ток до 1600 А. Также не имелось и собственного деревообрабатывающего цеха - в первую очередь, из-за значительного количества подобных производств в Архангельске и не столь удаленных от него Котласе и Великом Устюге - эти города были в сильной степени ориентированы на переработку экспортного леса, поскольку императорским указом экспорт кругляка и заготовка леса иностранными компаниями была запрещена.

von Echenbach: Реализация/формирование планов операции Оркестр (Антанта) vs Скрипач (Австрия): Высадка итало-франко-англичан одновременно началась, с соответствующим обстрелом берега и предполагаемых береговых целей односременно - 20 ноября, после подхода к насеченным пунктам атаки десантных и эскортных сил, по мере снихания шторма. На Родос/Кипр и Корфу-Валону высадка должна начаться позже на 2 суток. Для стран Запада неприятном явлением стало практически постоянное присутствие в воздухе самолетов и дирижаблей в качестве разведчиков-координаторов. № эскадра линейных крейсеров была отправлена преследовать Гебен (а не поменять ли Гебена на Фон-дер-Танн? А Гебена, Мольтке и Зейдлица сделать по схеме ФДТ, но с 12"? Тогда Лютцов, Дерфлингер и аиБлюхер , которые соответствуют ри Дерфлингер, а Гинденбург, Маккензен, аиТирпиц - с аи14". Бадены сделать с аи14". Возможно сразу посоветовать германцам перейти на 16" минуя 14-15 дм калибр и ускорив постройку. Австрия-аи передает технологию производства 400-420 мм орудий и снарядов. Например 400/40, вес снаряда 1110 кг, ск. нач - 720 м/с, ск - 3 (2 -практ.) выстр/мин. ), который был обнаружен у Триполи - обстрелял итальянский конвой ночью, повредив итальянский МН и 2 ТР. Следующим неприятным сюрпризом для руководителей операции "Оркестр" стали воздушные атаки бомбами и торпедами против транспортов самолетов, как сухопутных, так и гидро, а также ночные атаки на эскортные корабли миноносцами и торпедными катерами. В воздушных атаках приняли участие и экспериментальные бипланы истребители-бомбардировщики "Лохнер-Авиатик-9", применившие метод поражения целей с пикирования, но не показавшие (пока) заметных результатов 22 ноября 1914 г произошло первое авиационное сражение в 50 милях южнее восточной оконечности о. Крит, в результате которого были повреждены 2 дредноута, 2 броненосца,1 броненосный крейсер и потоплены 2 броненосца, 1 легкий крейсер, 1 броненосный крейсер и 6 транспортов. Дредноут "Венгард" позднее затонул в гавани Родоса (уточняется). Английская эскадра прикрытия утром 22 ноября, в 07.30 обнаружила отряд крейсеров. 4 броненосных крейсера, посланные прикрыть 2 легких крейсера-скаута встретились с 2 тяжелыми крейсерами австрийцев (фактически лг-лин. КР Сан-Георг (3х2 12"/45 и тБР.кр Арпад 4х2 240/45) и отступили к пошедшим на поддержку 3 англ. дредноутам (7 дивизия 3 эскадры, к-а Джерам). К 12.30 английскими легкими крейсерами были обнаружены в 40 милях от линейных сил неприятельские дредноуты, погоня продолжалась до 14.40. с 12.55 начались налеты силами 12-20 гидросамолетов с интервалов в 20-40 минут (? уточн.) на корабли линейной эскадры и броненосные крейсеры. С получением повреждений погоню прекратили, к линейным силам выдвинулись броненосцы, также попавшие под атаки. В 16.80 был произведен последний налет - теперь уже на транспорты, весьма удачный. Наблюдалось падение 4 аэропланов (фактические потери по боевым причинам от пулеметного огня - 7 самолетов, прочие - 7 самолетов. Экипажи 9 самолетов подобраны австрийскими самолетами и кораблями). О. Родос и порт сопротивления не оказывали. На минах заграждения подорвался и затонул транспорт, был поврежден ЭМ. ПЛ (U-7) потопила поврежденный броненосец и транспорт. От атаки Кипра англичане временно отказались.


Инженер Сидоров: von Echenbach пишет: Австрия-аи передает технологию производства 400-420 мм орудий и снарядов. Например 400/40, вес снаряда 1110 кг А разве у Круппа нет соответствующих технологий? Я считал, что Германия придерживалась 28-см калибра исключительно в силу консервативных традиций. Хотя по скорострельности и дальности стрельбы их основные 28-cm SK L/45 и 28-cm SK L/50 были вполне удовлетворительны. К тому же, к 1913 году (в реале) были созданы и готовы к промышленному выпуску 35-cm SK L/45 и 38-cm SK L/50, разрабатывалось 40-см корабельное орудие.

von Echenbach: Инженер Сидоров пишет: А разве у Круппа нет соответствующих технологий Есть, конечно. Но в ри германцы опоздали внедрить в производство, поэтому и Бадены не успели. На суше - мортиры ужасных калибров с 15-16 г. присутствовали. НО: АИ, оно такое аи... :-) Австрийцы (Ферди) намекает Вилли о работах англов с 15", и предлагает имеющиеся наработки, как раз в теме "аи германских линейных крейсеров", и Вилли с Генерал-Штабом проникаются и пришпоривают строительство. Официально - разработки 350 и 380-мм орудий.

Инженер Сидоров: В реале и Россия, имея возможность создания морских крупных калибров своими силами, тоже хорошо проволохалась из-за консерватизма чиновничьего аппарата и отсталости промышленности, в итоге 14"/52 для "измаилов" была готова только к 1916 году, а 16"/45 для новых черноморских и дальневосточных линкоров так и осталась на бумаге... В этой альтернативе развитие новых образцов морской артиллерии в России пошло несколько повеселее, да и промышленность, строившаяся форсированными темпами, не подвела - и хотя 14"/50 в Царицыне довели до ума также только к 1916 году (из-за желания инженеров завода получить рекордную дальность стрельбы и отсутствия производства сверхвысокопрочных орудийных сталей, орудие изначально вышло изрядно перефорсированным, с крайне низкой живучестью ствола), зато в Брянске уже к 1914 году получили вполне приличную, пусть и не столь дальнобойную и несколько перетяжеленную (т.к. изначально проектировалась в качестве береговой, где масса не столь критична) 15"/40, которая и стала основным орудием ГК линкоров второго и последующих поколений. От 16" калибра было решено в дальнейшем отказаться, приняв вместо него 44-см метрический. Такое орудие было создано при участии австрийских специалистов к 1920 году (напомню, в этой АИ октябрьского переворота не случилось - возвращавшиеся из эмиграции революционные деятели во главе с В.И. Ульяновым были задержаны германской полицией по запросу России и ликвидированы, как сообщалось в печати, "при попытке к бегству из-под стражи"), его серийный выпуск в корабельном и береговом исполнении на Обуховском сталелитейно-пушечном заводе Морского Ведомства начался с 1922 года, когда было решено приступить к плановой замене устаревших 12"/40 береговых двухорудийных башенных установок, снятых с сильно поврежденных в сражениях РЯВ и впоследствии отправленных в разделку тихоокеанских ЭБР-ов постройки конца 19-начала 20 века, а также снятых при перевооружении черноморских ЭБР-ов на 12"/45 обр. 1905 г. В свое время они серьёзно усилили береговую оборону Владивостока и Севастополя, но к началу 20-х годов уже устарели. Первые две башни с затонувшего прямо посреди Владивостокского рейда броненосца "Полтава" были установлены на заложенном в ходе русско-японской войны на острове Русский береговом форте, получившем с 1905 года название "Генерал Кондратенко" в честь погибшего в последние дни обороны Порт-Артура командовавшего ей генерал-лейтенанта (в реале-генерал-майора) Р.И. Кондратенко. Башни входили в состав центральной батареи "Памяти Героев Артура". Правофланговая батарея открытого типа "Памяти Электрического Утеса" состояла из восьми 11"/45 береговых орудий, левофланговая, "Моряков-героев", расположенная на возвышенности, получила четыре 15"/40 орудия.

von Echenbach: Инженер Сидоров пишет: с затонувшего прямо посреди Владивостокского рейда броненосца "Полтава" Пожалуйста, подробнее :-)

Инженер Сидоров: Небольшой обзор по корабельной и береговой артиллерии России на конец 1914-начало 1915 года. 1а. 15"/40 береговое орудие обр. 1913 года 1б. 15"/40 корабельное орудие обр. 1914 года 2. 12"/45 корабельное орудие обр. 1905 года 3. 12"/40 береговое орудие обр. 1895 года (ранее корабельное, монтируется в 2-орудийных башенных установках) 4. 11"/45 береговое орудие обр. 1907 года 5. 9"/45 корабельное и береговое орудие обр. 1900 года 6. 6"/45 корабельное и береговое орудие системы Канэ обр. 1890 года - снимается с вооружения, заменяется на п.7. 7. 14-см/55 метрическое корабельное и береговое орудие обр. 1914 года 8. 107-мм/55 корабельное и береговое орудие обр. 1910 года (вместо 120-мм системы Канэ) 9. 87-мм/50 корабельное орудие обр. 1910 года (вместо 75-мм системы Канэ) 10. 47-мм/45 корабельное противоаэропланное орудие системы Гочкисса на станке Меллера обр. 1914 года.

Инженер Сидоров: von Echenbach пишет: Пожалуйста, подробнее :-) Не вопрос. Не самая приятная история, но раз просите... Не дотянула "Полтава" самую малость до спешно готовившегося для него сухого дока - при прорыве из Артура была она в бою преизрядно побита: несколько пробоин в подводной части корпуса, в том числе одна торпедная в форпике. В итоге, нахлебался броненосец воды по самые брови, своего хода не имел, шел на буксире за крейсером "Аскольд". Но самую малость не дошел - из-за навала на поврежденный борт вышедшего навстречу портового буксира (на нем сдохла руль-машина, буксир потерял управляемость. Подменявший отца - машиниста буксира, 15-летний Паша Дыбенко впоследствии за это был расстрелян, как японский пособник) оказался сорван пластырь у первой кочегарки, новый завести было некому - команда была давно снята. На пришвартованном к борту броненосца водоотливном пароходе "Геракл" еле-еле концы успели скинуть - вахта, слава Нептуну, бдила, как полагается, а то бы и новейший океанский спасатель на дне оказался. К счастью, глубины на входе в бухте Золотой Рог, где это все произошло, были вполне доступны для работы водолазов, благодаря чего, башни и боезапас главного калибра, а также много другого оборудования было поднято и отремонтировано. А к 1907 году был поднят и разобран мешавший судоходству корпус корабля. Такая вот история.

von Echenbach: Инженер Сидоров пишет: Не дотянула "Полтава" самую малость А как насчёт поднять сразу? И зачем расстрелять рулевого, тем более - подростка и подменившего? Отвечает командир/шкипер, если сломалась рулевая машина и неопытная смена. А парню урок и широкие двери к науке - горы ведь свернёт, оправдываясь, при правильной, нереволюционной стимуляции. А уж если плйдет к либерастам-рилюцинЭрам, тогда, да - в трибунал.

von Echenbach: В 16.45, когда командующий действующей объединенной эскадрой уже планировал нанесение ночного удара по конвою, практически сознательно нарушая план обперации, была получена радиограмма с грифом "Срочно, личный шифр командующего. (Продолжать операцию по плану). Император". Вскоре с флагмана был получен сигнал: "Эскадре идти на Запад. Строй 6". Обойдя расстроенную группу кораблей англичан с севера, эскадра перестроилась в ночной походный строй и на рассвете встретилась со 2-й боевой эскадрой. После неприятного инцидента с Восточной Эскадрой Главнокомандующий Средиземноморскми флотом Англии адмирал NNN?* отозвал 3 эскадру линейных крейсеров и направил её к Родосу. Чем позволил действовать без особых помех и Средиземноморской Дивизии и Объединенному боевому флоту. Через сутки, т.е. утром 30 ноября гидроавиация начала наносить удары по боевым и десантным кораблям у Кефалонии. Неприятной новостью для австрийцев было быстрое обрушение сухопутной обороны на Крите, пока ещё держались Суда со своими мониторами за противоторпедными кессонами и Гераклион со своим аэродромом. На Кефалонии положение тоже не было блестящим, хотя ночные атаки броневиков с пехотой и действия мортирной тяжелой артиллерии сдерживали продвижение десанта. Две ночные атаки малых миноносцев и торпедных катеров оказали поначалу весьма значительное воздействие на эскортные силы, но вскоре командующие десантных сил усилили дозоры. Корабли отряда Сушона показались у Бизерты и вновь растворились на просторе осеннего моря.

Инженер Сидоров: von Echenbach пишет: Корабли отряда Сушона показались у Бизерты и вновь растворились на просторе осеннего моря. Видя угрожающее положение союзников на Крите и Родосе, откуда по линии Миссии Русской Православной церкви уже несколько дней поступала "под Шпиц" крайне тревожная информация, главнокомандующий Морскими Силами Российской Империи решился на крайний шаг. Дредноуты, принимавшие в Баре боезапас и горючее, сгруженные с них перед проходом Босфора, где судоходство было затруднено затонувшим пароходом, получили приказ по готовности немедленно выйти в море. Россия вступала в войну... На коротком совещании у командующего Флотом вице-адмирала А.А. Эбергарда было решено, что главные силы флота - 5 дредноутов, крейсер-гидроавиатранспорт, два 3500-т крейсера-разведчика, два новейших 5000-т крейсера из Крейсерской бригады и приписанные к Флагманскому отряду и Дивизии линейных кораблей миноносцы сопровождения выдвигаются в направлении острова Родос. К сожалению, на переброску из Севастополя оперативно подчиненной флоту Практическрй бригады Эскадры Черного моря уже не оставалось времени. Так что, к Криту, в сопровождении двух крейсеров-"баянцев" выдвигалась Минная бригада в составе 4 крейсеров-лидеров и 16 миноносцев под временным командованием командира Практической бригады Эскадры Черного моря, молодого контр-адмирала А.В. Колчака, спешно, с почтовым аэропланом, отозванного из Стамбула, где он пребывал на броненосце "Ростислав" с дипломатической миссией, в Главную Базу в Бар. Отряд подводных лодок должен был развернуть завесу у выхода из Таранто, а подводные минные заградители ночью, скрытно, осуществить минные постановки в порту Марселя. Таким образом, создавался формальный повод для вхождения России в войну - на якобы неизвестно кем выставленной мине должен был подорваться старый грузовой пароход под российским флагом, следовавший из Новороссийска на Марсель с грузом зерна - торговля с Францией все еще продолжалась. Ну а если на этих минах подорвется какая-нибудь итальянская посудина, то будет совсем замечательно, ведь внутриантантовские противоречия были только на руку России.

Инженер Сидоров: - Едри чума твою скарлатину... - ругался, удерживая 800-тонную "цистерну" на 35-метровой глубине старший боцман новейшей российской подводной лодки... Упоминания болезней, распространенных в начале 20 века было не случайным и их, пожалуй, стоило взять в кавычки - какому "умнику" пришло в голову назвать подводные лодки флота Средиземного моря по названиям "популярных" болезней, вряд ли кто-нибудь вспомнит, но тем не менее, факт остается фактом: в первом отряде Бригады Подплава состояли "Чума", "Холера", "Скарлатина" и "Малярия", во втором - "Бронхит", "Дифтерит", "Сифилис" и "Гастрит"... Хотя, несмотря на столь специфические названия, лодки эти, созданные при участии немецких инженеров, оказались весьма и весьма неплохими - глубину держали аж до 65 метров, имели сильное вооружение - 4 носовых 47-см торпедных аппарата с 8 запасными торпедами, а на верхней палубе два орудия калибром 87-мм/50 в носу и корме. На ограждении рубки предусматривались кронштейны для установки съемных пулеметов, которые позволяли вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям. Прочный корпус в виде 55-метрового цилиндра диаметром в 5 метров был разделен непроницаемыми переборками на 5 отсеков - носовой торпедный, жилой, управления (центральный пост), дизельный и кормовой. Под жилым отсеком и отсеком управления находились аккумуляторные батареи. Удобства ради, набор прочного корпуса был вынесен за его пределы, а общивка из 20-мм стального листа крепилась к нему изнутри. Снаружи, по сторонам прочного корпуса, к нему были пристроены бортовые були, в которых размещались балластные цистерны... Считается, что подводная лодка в погруженном положении слепа и глуха. Но "болячки", как в матросских кругах прозвали "Моржей" постройки Керченской судоверфи, были приятным исключением. Еще в ходе русско-японской войны, когда первые русские подводные лодки еще только осваивались своими экипажами, возникла проблема - а как наводиться на противника, когда он невидим? Всплывать под перископ не всегда возможно, могут заметить и обстрелять. И тогда-то вспомнили известный из физики факт - скорость звука в воде выше, чем в воздухе. Так почему бы не использовать это для обнаружения противника? В общем, созданное еще в 1904 году Императорское Электроакустическое общество уже в 1912 году выдало свою новейшую разработку - прибор "Звукоскоп", с 1914 года серийно выпускавшийся в Петербурге на заводе Г.А. Лесснера и Московском заводе счетных и пишущих механизмов. В комплект установленного на "болячках" (и тихоокеанских "птичках") оборудования входили два горизонтально-щелевых микрофона высокой чувствительности, размещенные по концам крыльев передней рамы горизонтальных рулей, два усилителя напряжения на электровакуумных лампах, трехстрелочный совмещенный индикатор, две стрелки которого показывали напряжение, создаваемое правым и левым микрофонами, а средняя, устанавливаемая вручную посередине между измерительными стрелками, имела компасную шкалу и давала примерное направление на источник звука относительно продольной оси лодки. Также, средняя стрелка была электрически связана с индикатором курсоуказателя, по которому держал курс рулевой, и при необходимости торпедной атаки, он мог видеть, на какой угол следует довернуть руля, чтобы лодка оказалась на боевом курсе имея противника строго по носу. Дальность до цели определялась с помощью простейшего ультразвукового эхолокатора - в носу лодки находился электромашинный ультразвуковой излучатель, в момент запуска которого включался электрический секундомер, останавливавшийся все той же микрофонной системой при улавливании отраженного от цели сигнала. А дальше уже дело за техникой - тригонометрия, что в Морском Корпусе, что в Выборгском училище Подплава, была в числе обязательных предметов. А еще эту систему можно было использовать и для связи с другими подводными лодками, запуская излучатель так, чтобы он передавал импульсы в виде точек и тире по азбуке Морзе... Вот и сейчас, электроакустик "Холеры", молодой выпускник Петровского Политехникума, что под Санкт-Петербургом в Лесном, корпел над своими хитромудрыми приборами, устанавливая связь с соседями по Тарантской завесе... "Болячки" вышли на позицию и замерли в ожидании того момента, когда смогут вонзить свои сигары в борта итальянских кораблей...

von Echenbach: аи-буриме продолжается... ;-) Первыми под удар авиации 3 Эскадры попали стоявшие вблизи Малеме (о. Крит) десантные транспорты. Чередование ударов морской, базовой и корабельной, авиации дополнялось налётами ударных отрядов армии. Сведения о положении кораблей получались ведущими передовыми самолетами с радиостанциями от проводящих наблюдение дирижаблей. Несколько отрядов легких сил французов произвели разведывательные поиски в пределах 30-60 миль от главных сил, но не нашли никаких следов неприятеля. Соединенный флот в это время находился у южного берега о. Крит в компактном построении. К вечеру Критская десантная группа была фактически разгромлена и лишилась: потопленными 12 крупных, 9 средних и 7 малых транспортов, повреждения получили 7 больших, 13 средних и 4 малых транспорта. Были повреждены 3 крейсера и 5 миноносцев. Основные потери произошли в течение первых налетов по группам стоявших в плотном строю на якорях транспортов.

von Echenbach: В течение 28 и 29 ноября командующие союзными эскадрами получали командующие союзными эскадр. К скупым английским сведениям о неожиданных сильных торпедных воздушных атаках, и как предполагали итальянцы и французы - сопровождавшихся тяжелыми потерями англичан, дополнились не менее неожиданными сообщениями о успешных ударах с воздуха и из-под воды. Подошли группы подводных лодок австрийского флота. Отвлечение внимания эскорта на воздушную угрозу позволило подводным лодкам произвести несколько успешных атак по крупным кораблям итальянцев и Французов. Были потоплены 1 дредноут (Леонардо да Винчи), 2 броненосца (Бенедетто брин и Патриа) и 2 броненосных крейсера (Гарибальди и Монткальм), 5 транспортов. Повреждения получили 2 дредноута, 3 броненосца и 4 броненосных крейсера, 6 миноносцев и 12 транспортов. Десантные войска в основном были высажены, поэтому основные потери пришлись на транспортный тоннаж и основную часть грузов снабжения с запасами. Австрийцы потеряли 5 подводных лодок, 8 миноносцев и 6 торпедных катеров. По различным причинам австрийцы потеряли 28 самолетов. 30 ноября у Марселя появился Гебен. Дозорные корабли поспешили укрыться в порту.

Инженер Сидоров: Русские "болячки" не зря "висели" в завесе в бухте Таранто. Рано утром электроакустик "Скарлатины" смог засечь довольно четкий сигнал - какой-то крупный, судя по силе создаваемого его винтами шума, покидал гавань. Командир всплывшей под перископы лодки заметил темную громаду итальянского дредноута. Две трубы, пять башен главного калибра... Это был зашедший в родную гавань догрузиться порядком израсходованный боезапас "Джулио Чезаре". По русской лодке разнесся звон колоколов громкого боя, объявляя боевую тревогу. Короткие, отрывистые слова команд, сухие щелчки арифмометра Однера, выдавшего на торпедный прицел параметры атаки... "Первый, третий, ПЛИ!" - выкрикнул командир лодки, и сразу за этим, "Второй, четвертый, ПЛИ!" Четыре пенных следа устремились к замершему на внешнем рейде дредноуту - там поджидали последний баркас с подгулявшей с вечера на берегу команды... Одна торпеда, из-за не сработавшего задатчика глубины, прошла под килем, зато три оставшиеся нашли свою мишень, разрывая не особенно прочный корпус "итальянца" в самом уязвимом его месте - в машинном отделении... Через пять минут все было покончено - "Цезарь" отправился к месту своей последней стоянки на дне Средиземного моря, унося с собой почти полторы тысячи жизней...

von Echenbach: По "38": Во избежание осложнений Австрия предоставила убедительные данные о выполнении Колчаком обязанностей английского шпиона и неоднократных встречах с Майкрофтом Холмсом и Лоуренсом. И номера счетов в различных банках.

von Echenbach: От полного поражения флот и десант Антанты спасла штормовая погода и близость баз. В период с 1 по 4 декабря боевые действия практически не велись, и до 8 декабря стороны пополняли запасы и отводили поврежденные корабли. Десант же оставался в критической ситуации. В районе Валоны и на Корфу итальянские части сдались. Руководители операции решили эвакуировать личный состав и прекратить операцию. 30 ноября был занят Кипр без сопротивления (1 охранная рота и 1 батальон сербских рабочих). Отряд Сушона загрузился углем несколько севернее Балеарских островов и возвратился к Мальте. К Мальте также подошли 3 дредноута (т. Беллерофон") с 8 ЭМ и 2 легкими крейсерами, выделенные из состава Гранд-Флита для усиления Средиземноморской Эскадры. Операция получила название "Динамо". При противодействии вывозу войск с Крита и Кефалонии произошел бой эскадр Антанты и Австрии юго-западнее о. Крит. Австрия: 6 дредноутов, 3 линейных крейсера, 4 броненосных тяжелых крейсера, 3 тяжелых крейсера и 6 легких крейсеров, 8 лидеров, 16 ЭМ, 12 МН. Антанта: Англия 3 дредноута, 3 линейных крейсера, 2 броненосных крейсера, 4 легких крейсера, 12 ЭМ; Франция: 3 (2-?) дредноута, 3 броненосца, 4 броненосных крейсера, 8 ЭМ, 8 МН; Италия: 3 (2-?) дредноута, 3 броненосца, 4 броненосных крейсера, 2 легких крейсера, 8 ЭМ, 12 МН.

Инженер Сидоров: von Echenbach пишет: По "38": Во избежание осложнений Австрия предоставила убедительные данные о выполнении Колчаком обязанностей английского шпиона и неоднократных встречах с Майкрофтом Холмсом и Лоуренсом. И номера счетов в различных банках. О связях командующего Практической бригадой черноморской эскадры с британской, а возможно, и французской разведкой, русская заграничная разведка сообщала и раньше. Однако, подтверждения получаемые по этим каналам сведения пока что не находили. Ровно до той поры, пока по линии Министерства иностранных дел не были получены новые данные. Однако, было решено, что по заслугам Колчак получит позже. А пока что его можно было использовать негласно, сливая через него дезинформацию, выгодную для России. Так например, именно благодаря ему, был запущен миф о строительстве в Николаеве, Севастополе, Новороссийске, Батуме (где действительно вот-вот должен был вступить в строй новый сухой док линкорного класса) и даже Керчи сразу 56 новейших дредноутов. Точнее, сливая своим британским хозяевам названия и слегка заниженные от реальных (к делам судостроительным он допущен не был, поэтому об истинных 28 узлах скорости и 32 см бортовой брони этих кораблей он не знал, зато прекрасно знал, каким образом могут быть за границей истолкованы их церковные названия. И не преминул акцентировать внимание именно на этом - так 4 корабля превратились в 56. Впрочем, это ему мало помогло - на подходах к Криту, быстроходный, но не особо прочный 2000-т крейсер, а по сути дела большой небронированный лидер "Песец", на котором он держал свой флаг, словил торпеду с неизвестной подводной лодки прямо в носовой артпогреб. Впрочем, и подводная лодка получила по заслугам - сигнальщики со следовавшего за "Песцом" "Очакова" разглядели перископ, и лодка, подвсплывшая после торпедной атаки, была расколота надвое таранным ударом броненосного крейсера - лодка шла под перископом на глубине всего в 4 метра, а осадка "Очакова" приближалась к 8 метрам. Командование минной бригадой взял на себя находившийся на крейсере "Очаков" недавно переведенный с Дальнего Востока командир бригады крейсеров Флота Средиземного моря, контр-адмирал В.Ф. Руднев, прославившийся тем, что в самом начале русско-японской войны организовал блестящую операцию, в результате которой из захваченного японцами Чемульпо вырвался и успешно добрался до Владивостока новейший броненосный крейсер "Варяг" (2х1 - 9"/45, 8х1 - 6"/45, 8000 т водоизмещение, 23,5 узла на форсировке нефтяных котлов), прошедший до конца всю войну, а по ее окончании установленный, как памятник, вместе с "Наследником Цесаревичем", флагманским броненосцем Командующего Тихоокеанской эскадрой С.О. Макарова.

von Echenbach: Воздушные силы в сражении принимали ограниченное участие, как из-за уменьшения количества боеспособных самолетов и их концентрации (особенно сухопутных против высаженных частей неприятеля), так и вследствие выхода из строя многих устройств и некоторых кораблей. С Крита, Занте и Кефалонии союзники вывезли более 30 тыс. человек, всё тяжелое вооружение было оставлено и частично приведено в негодность. "Критское" сражение началось в 10.45 после получения командующим австрийской эскадрой донесения с разведывательного гидросамолета о обнаружении конвоя с небольшим охранением в квадрате "16-39" (55 миль западнее Крита, в 30 милях севернее передовых дозоров эскадры), идущего курсом на запад. Силы охранения 8 транспортов были определены как состоявшие из 2 крейсеров и 4-6 миноносцев. При выдвижении 1 разведывательного отряда в направлении цели были обнаружены 2 крейсера, подходившие с северо-востока (эти крейсера являлись частью сил прикрытия находившейся в 30 милях севернее французской эскадры. В 10 милях севернее французов шла итальянская эскадра, прикрывавшая большой транспортный конвой из 27 транспортов. В 15 милях восточнее французской эскадры находились английские корабли. Контакт передовых крейсеров произошел в 11.55 Французы: 3 брКР т. "Дюпле" и 2 ЭМ встретились с 1 броненосным, 1 легким крейсерами и 2 лидерами австрийцев. Дистанция -120 каб, скорости - 19 уз. Французы - идут курсом 250 град. Австрийцы идут курсом 310 град. Относительно друг друга положение: Фр - севернее. Погода - волнение 1-2 б, ветер 2-3 б запаный. Видимость - ясно (до 120-140 каб). Закат - 17.30. Возможен туман с 16.30.



полная версия страницы